«Во славу Руси»

nikolaev-s-dochkoj-i-sevastyanovym.jpg39 лет назад, в начале июня 1970 года, после восьмилетнего «затишья» Чувашия снова ликовала и восхищалась подвигом и героизмом своего сына – уроженец Шоршел А. Николаев на космическом корабле «Союз-9» второй раз отправился в космос. Вместе с бортинженером В. Севастьяновым. Космонавты выполнили обширный комплекс научно-технических и медико-биологических исследований и экспериментов, а также установили мировой рекорд длительности пребывания в космосе — 17 суток 16 часов 58 минут 55 секунд. Об этом полете и о многом другом рассказывается в книге А. Шалобаева и Ю. Устинова «Во славу Руси», выпущенной издательством «Герои Отечества». Она посвящена жизни и деятельности удивительного человека – летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза, депутата Государственной Думы В. Севастьянова. Разумеется, в книге подробно рассказывается о совместном полете Виталия Ивановича и Андрияна Григорьевича, о дружбе двух замечательных людей. В преддверии приближающегося 80-летия со дня рождения А. Николаева предлагаем читателям «СЧ» выдержки из этого издания. Книга выпущена небольшим тиражом, и найти ее в свободной продаже непросто…

Первые космонавты

…Конечно, постоянное общение с космонавтами первого набора привело к возникновению теплых отношений. К дружбе. И постепенно подружился Виталий (Севастьянов. – «СЧ») со всеми кандидатами в космонавты. Но, пожалуй, самые близкие отношения сложились с Андрияном Николаевым. Андриян в то время был еще холостяком, так же, как Виталий. А еще выяснилось, что их обоих связывает… МАИ!
В одном из разговоров в перерыве между лекциями Виталий узнал, что когда Андриян служил в Смоленске, у него, в их части, проходила трехмесячную военную подготовку, сборы, группа выпускников МАИ. А Николаеву было поручено провести эту подготовку. Спустя некоторое время, когда Андриян первый раз собирался приехать в Москву, он с этими ребятами «списался», они его встретили на вокзале, привезли в общежитие, устроили в комнате (они уже делали диплом), и Андриян свой первый московский отпуск провел в общежитии МАИ.
А в это время Виталий жил в соседнем корпусе. Они вообще как-то сразу потянулись друг к другу. Были друг у друга на свадьбах. Летали в космос в составе экипажа. И дружили до последних дней Андрияна Григорьевича.

Свадьбы

…Виталий Иванович, как и его родители в далеком 1933 году, полюбил свою будущую жену сразу, глубоко и навсегда. Вернулся в Москву, продолжал работать, но не выходила из головы эта девушка, и уже в октябре Виталий принимает твердое решение жениться.
Сказано – сделано. Свадьбу играли в Москве, в Доме архитектора, в дубовом зале. …Пришел Андриян. Пришел, сел скромно с краю. (1961 год, Андриян Николаев еще не летал в космос, вот и удалось остаться неузнанным.) И Андриян (а тосты уже следовали один за другим) шепнул Виталию:
– Юра Гагарин сказал, что он приедет. Я ему сказал куда. У него какое-то срочное дело, поехал, но заедет обязательно. Сказал, что я за него.
И только он это проговорил, вдруг – Гагарин заходит – Юра.
– А я молодых поздравить приехал.
Все, конечно, к нему. Надо сказать, что многие из приглашенных знали Юрия Гагарина не только по газетам. Например, Василий Павлович Мишин.
– Андриян, как выполняешь поручение?
– Все нормально…
Очень много значила дружба и для Гагарина, и для Николаева, и если уж дали другу обещание — выполнят, можно быть уверенным!..
До своей свадьбы Андриян Николаев и Валентина Терешкова у Виталия дома были, в Сочи. В той же самой виноградной беседке, где угощают гостей домашним вином, «Изабеллой». И дочурку Виталия и Аленки, маленькую Наташу, ей было тогда девять месяцев, Валентина качала на руках. Это они еще, как тогда говорилось, «женихались».
А 3 ноября 1963 года — свадьба Андрияна Николаева и Валентины Терешковой.
Свадьба Терешковой и Николаева проходила в Доме приемов правительства на Воробьевском шоссе. Приглашенных было человек двести. Конечно, это было событие, интересное всем людям планеты: «космическая свадьба»! Но для людей, которые близко знали Андрияна и Валентину, это было просто радостное, пусть и помпезно обставленное, событие. И чтобы там до сих пор ни говорили злопыхатели, а были на свадьбе не номенклатурные работники, а родные и самые близкие молодоженам люди.
Были на свадьбе друзей и Виталий Иванович с Алевтиной Ивановной. Никита Сергеевич Хрущев — посаженый отец. Королев был на свадьбе с женой Ниной Ивановной, и так получилось, что Севастьянов с женой сидели напротив четы Королевых. Произносили тосты, беседовали… Вдруг Королев задал Алевтине Ивановне вопрос:
– Алевтина Ивановна, а вы знаете, что такое эклиптика?
Вопрос, мягко говоря, неожиданный. Но Алевтина Ивановна не растерялась. Она, конечно, не могла знать технической подоплеки этого вопроса, и поэтому ответила как филолог:
– Это плоскость, в которой вращаются, ну, планеты, наверное.
– Так вот, – торжественно произнес Королев, — мы скоро выйдем из эклиптики! Отправим в полет «Мечту»! Путешественника космического за пределы эклиптики!
Алевтина Ивановна до сих пор, когда вспоминает свадьбу Андрияна и Валентины, вспоминает и этот неожиданный королёвский вопрос…

Перед стартом

Это был очень важный полет в серии испытаний кораблей «Союз» и подготовке к запуску и началу эксплуатации долговременных орбитальных станций. Полет «Союза-9» должен был ответить на самый главный к тому времени вопрос: как долго может человек работать в условиях невесомости? Советский опыт продолжительности полетов пока обрывался на пяти сутках. Американские астронавты Фрэнк Борман и Джеймс Ловелл на «Джемини-7» находились в космосе четырнадцать суток, но как они перенесли этот полет, нам не было известно — космические супердержавы неохотно делились друг с другом своими секретами. Поговаривали, что перенесли очень тяжело. Андриян Николаев и Виталий Севастьянов должны были лететь на восемнадцать суток.

(Продолжение следует.)



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.