Балы сатаны и песни монахов

ДВА НОВЫХ СПЕКТАКЛЯ ЗА ОДИН ВЕЧЕР

1186338_624957847525155_2000170266_nПервыми премьерами сезона стали балетные. 18 сентября театр оперы и балета показал одноактный балет «Вечный свет» и хореографическое представление кантаты Карла Орфа «Кармина Бурана». На премьере побывала Рита Кириллова.
Заверения постановщиков на предваряющей открытие сезона пресс-конференции о том, что два премьерных спектакля будут дополнять друг друга, вполне оправдались. Нам будто захотели показать «женскую» и «мужскую» постановки, идеалистический взгляд на мир в первом случае и радость от чувственного контакта с миром при любых обстоятельствах, даже самых трагических, во втором.
Галина Никифорова, сочиняя сюжет о любви, проносимой через искушения и предательства, и выводя на сцену темные и светлые силы, скрупулезно отделяет в нем друг от друга взвеси добра и зла. В ее истории, начинающейся заоблачным танцем не то ангелов, не то оптимистов в голубых одеждах dream team, добро и зло абсолютны, как свет и мрак. Масштабность подчеркивают слайды с изображением неба, рассветов, закатов, водной глади и земных просторов, а то и туч, грозы и огня. Подобранная к этому музыка Альфреда Шнитке, Исаака Шварца, Джона Уильямса и Игоря Корнелюка к «Мастеру и Маргарите» тоже не оставляет сомнений о том, что перед нами сражения Бога и дьявола на поле битвы под названием сердца людей. Угадываются то цитаты из «Анны на шее», то буквально из воландовского бала. Очаровывает работа Татьяны Альпидовской, не только станцевавшей, но и выразительно сыгравшей целый ряд женских перерождений. Здесь нам априори обещана победа добра. И оно триумфально побеждает, как и положено в классической балетной сказке. Что для современного спектакля, правда, выглядит несколько притянуто и прямолинейно.
Совсем иное «Кармина Бурана». Совместный проект театра и Чувашской академической симфонической капеллы получился настоящим гимном многообразию и яркости жизни. Тут, конечно, и источник (песни монастыря Бойерн и музыка Орфа) – уже ураган чувств и талантов. Но страсть руководителя капеллы Мориса Яклашкина и вдумчивость Даниила Салимбаева помогли им воплотить его в полноценную сценическую жизнь, создав завораживающее представление (несмотря, впрочем, на привычные огрехи работы кордебалета). Хотя и для оркестра капеллы спектакль наверняка стал испытанием: он не привык сидеть в «яме», постоянно выступая на филармонической сцене.
Художник Валентин Федоров не стал отступать от канонов оформления «Кармины», взяв за центральный образ не просто колесо фортуны, а знаменитый рисунок с первой страницы старинного манускрипта, сборника поэзии вагантов из 250 стихотворений, 24 из которых Карл Орф положил на музыку. Колесо взял за основу в своей хореографии и Салимбаев. Основательно проштудировал постановщик движения средневековых европейских, в частности немецких, танцев, рисунок движений джокера и, видимо, вообще линии и сюжеты старинных Таро.
Здесь все, следом за музыкой, движется по заколдованному кругу судьбы, в которой радости и печали, боль и любовь сплетаются то в терновый, то в праздничный венок. Движения могут показаться навязчиво повторяющимися, но в этом их магия и цельность. Балетная молодежь, два Дмитрия – Поляков и Абрамов, и Анна Серегина в главных партиях, показала нежный и чувственный танец. И даже явная нехватка мощи танца не испортила общего впечатления. Поющие солисты капеллы, выходящие в образе монахов, тоже «взяли» непривычный для себя оперный зал. И все же «монахиня» Светлана Ефремова, солистка театра, стала самым незабываемым вокальным событием вечера, ее пение было сродни храмовому.
Монашеские образы естественным образом напрашивались для такого представления, хотя Орф и назвал свое произведение светскими песнями для певцов и хора. Одним словом, для «котла» «Кармины Бураны», где кипят необузданное веселье, восхищение красотами природы, любовные страсти, быт крестьян и монашеская аскеза, в нашем театре все пришлось впору. Неизвестно только, сколько еще раз смогут увидеть зрители эту совместную мистерию двух коллективов. Даниил Салимбаев предполагает, что представление сможет в некоторых случаях обойтись без хора и оркестра. Но это все же будет совсем другая история.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.