И личные вещи художника

13 декабря в Чувашии отмечают восьмидесятилетие со дня рождения Анатолия Миттова, художника, сыгравшего исключительную роль в чувашском искусстве прошлого века. Он первым здесь стал искать самобытный язык в чувашской профессиональной живописи и графике. Датский искусствовед Троэлс Андерс, увидев работы Миттова, написал однажды Еве Лисиной, сестре Геннадия Айги, с которым дружил: «…от рисунков не могу опомниться, они большое сокровище».
В художественном музее уже почти месяц работает выставка «Свет Миттова», ставшая площадкой и для научной конференции, посвященной творчеству чувашского гения. На выставке многое можно увидеть впервые. Не только работы художника, но и некоторые документы, а также его личные вещи. За ними сотрудники музея снаряжали целую экспедицию в родное село Анатолия Миттова – Тобурданово Канашского района.
Сочетание «вещного» мира и результатов творческих устремлений художника в одной экспозиции встречается довольно редко. В Чувашии подобного представления авторского пространства и не припомнить. Первая персональная выставка Миттова была развернута в ЧГХМ сорок лет назад, в 1972 году, через год после его кончины.
Нынешней осенью из родового гнезда были привезены столик для графических работ, самодельный этюдник, часы, авторучка, блокнот с юношескими стихами и даже подаренная художнику матерью серебряная ложечка. На этой выставке можно было увидеть и документы, включая дипломы об окончании Чебоксарского художественного училища и Академии художеств, членские билеты Союза художников. Все это стало историей.
Исследователи получили возможность изучить уникальный фотоматериал – черно-белые фотопленки, снятые Анатолием Миттовым летом 1960 года для дипломной работы по оформлению поэмы «Нарспи». Для этого ему пришлось стать фотографом, он запечатлел своих родных и друзей во время сельского праздника Уяв, а также делал своеобразные постановки сценок по сюжетам поэмы – одевания невесты, свадьбы, избиения Нарспи. В одной из моделей можно даже узнать его сокурсницу по художественному училищу и Академии художеств, известного впоследствии графика Адель Ефейкину. Это теперь позволяет говорить и о фотографическом наследии уникального живописца и графика. В его семье всегда бережно сохранялись и традиционный уклад жизни, и почитание обычаев предков. Поэтому это было его жизненной основой.
– Космология, мифология, эстетические и моральные ценности чувашей – после Миттова они стали главной составляющей современного национального искусства, – уверена составитель альбома сборника «Анатолий Миттов. Дорога в гору» Антонина Мордвинова. Хотя, по ее же словам, в поздних произведениях он пришел к осмыслению общечеловеческих истин. «Миттов создал новые темы и каноны, – сказала искусствовед на вернисаже, – во всем он искал гармонию, а главной его целью было создание национального языка в живописи, о чем он говорит в своих дневниковых записях».
Куратор выставки Геннадий Иванов-Орков признался «Сцене Ч», что эта нерядовая во всех смыслах выставка позволила не только открыть ранее неизвестное в творчестве художника, но и совпала с другим неординарным событием. Хозяева галереи «Эркер» в швейцарском городе Сент-Галлен, где волею судьбы оказались работы Миттова, намерены передать эти работы чувашскому музею.

Геннадий Иванов-Орков
автор выставочного проекта «Свет Миттова»

Творчество Анатолия Миттова в какой-то мере можно назвать феноменальным. Его короткая жизнь, всего неполных 39 лет, была наполнена лишениями, отравлена болезнью и непризнанием. Лишь последние 10 лет жизни он успел поработать как художник, педагог и иллюстратор. И это творчество стало яркой вспышкой на фоне довольно однообразного фона изобразительного искусства Чувашии 1960-х гг. Выставка «Свет Миттова» раскрывает всю бесконечность его творческих устремлений и масштабность наследия. Хотя нам удалось показать малую часть даже того, что хранится в фондах ЧГХМ. Не меньший интерес представляет предметная часть экспозиции, а знакомство с фотографическим архивом станет для многих открытием.

Опубликовано: 11 декабря 2012 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Я не могу считать себя специалистом в области искусства, но подобные выставки открывают нам удивительный мир души художника и помогают понять истоки его творчества.
    Поэтому надо сказать большое спасибо Геннадию Иванову-Оркову за организацию этого проекта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.