76-летняя жительница Новочебоксарска пошла в суд, чтобы наказать за непотребное поведение билетного контролера, а в результате сама угодила под уголовную статью. Почти два года прошло с той поры, а душа не знает покоя…
КОНТРОЛЬ С ПРИСТРАСТИЕМ
Ноябрьским днем 2010-го Фекла Кирилловна – ветеран труда, бывший врач-инфекционист и педиатр с 48-летним стажем поехала на садовый участок, чтобы слить запасы воды из емкости. Глубокой осенью пенсионерка мало пользуется общественным транспортом, проездной билет покупает только для мужа. По этому билету и решила доехать до огорода. Положила его в пенсионное удостоверение, за бортиком обложки которого всегда находились выданная ей справка ВТЭК об инвалидности второй группы по сердечному заболеванию и вкладыш с фотографией, дающий право на приобретение льготного проездного билета, и отправилась в путь. Думала женщина, что если кондуктор будет иметь претензии, купит себе билет в автобусе. Но события развернулись самым неожиданным образом.
С кондуктором разошлись мирно. А вот когда в салон городского автобуса (21-й маршрут) на одной из остановок вошла контролер… Увидев, что у пенсионерки проездной билет «не соответствует», потребовала передать ей документы. Однако Фекла Кирилловна отказалась. Как можно отдавать в чужие руки пенсионные документы, пропасть могут, поди докажи потом, что контролер их забрала. Готова была заплатить штраф, о чем и сказала. Однако упрямство обошлось ей дорого. Дама с контролирующими полномочиями стала вырывать документы из рук 76-летней пенсионерки, при этом, со слов Феклы Кирилловны, очень больно вывернула кисть ее руки и так сдавила, что пенсионерка охнула.
В результате, как говорят спортсмены, контролер одержала убедительную победу над престарелым человеком: разорванное пополам пенсионное удостоверение (со всеми вложенными в него справками и именным билетом мужа) оказалось у контролера, по полу салона растекался чай из разбитого термоса – во время атаки контролера он выпал из сумки Ф. Николаевой. Она без понуждения купила у кондуктора билет. Но документы контролер не вернула, позже доставила их в ПАТП. Фекла Кирилловна вышла на одной из остановок и несколько часов просидела на бетонной придорожной плите, принимая сердечные таблетки. А потом пешком вернулась домой. Ни денег с собой, ни документов…
ПРАВДУ ИСКАЛИ В СУДЕ
А на следующий день пенсионерка написала заявление в милицию о привлечении контролера к ответу за незаконное изъятие и порчу пенсионного документа и причинение телесных повреждений. Кстати, болезненные кровоподтеки на руках в тот же день зафиксировал судмедэксперт. Участковый милиционер относительно «корочек» никакого криминала в действиях контролера не нашел, просто шло «перетягивание» документов (одна вырывала, другая пыталась удержать их), вот пенсионное удостоверение и порвалось. К тому же, на взгляд служивого, это «не особо важный личный документ». А насчет синяков материал выделил и отправил мировому судье, который также принял заявление Ф. Николаевой о привлечении контролера к уголовной ответственности за причиненные ей страдания в порядке частного обвинения.
Контролер (после инцидента в автобусе ее уволили), изначально уверявшая участкового, что пенсионерка не причинила ей «никаких телесных повреждений и физической боли», подала аналогичное встречное заявление в суд. И в нем уже утверждала, что пассажирка сама ее оскорбила разными непотребными словами и нанесла побои. И опять победила пенсионерку. Мировой судья, вершивший правосудие летом прошлого года, не нашел в действиях контролера состава преступления. А вот Феклу Кирилловну признал виновной в оскорблении контролера и нанесении ей побоев и приговорил к 3-тысячному штрафу. Бывший контролер одновременно заявила гражданский иск о взыскании с пенсионерки 30 тысяч рублей за причиненный моральный и материальный ущерб (говорит, куртку ей испортила). Ф. Николаева подала в городской суд апелляционную жалобу, считая приговор несправедливым. Однако, говорит, что участники процесса стали подталкивать ее к тому, чтобы пойти на мировую с бывшим контролером, в частности, адвокат «с той стороны» в фойе судебного здания будто бы провел ликбез на предмет того, что ничего она не выиграет, потому что «у нас есть свидетели, а у тебя их нет». И пенсионерка согласилась на примирение, обе стороны отказались от взаимных претензий. Суд отменил приговор, а производство по делу прекратил.
А СВИДЕТЕЛИ КТО?
Но эта мировая не принесла душевного облегчения пенсионерке. Говорит, один за ней грех – воспользовалась проездным билетом супруга. А в остальном считает: «Суд обвинил меня невиновную, оскорбил, раздосадовал, опорочил честь и достоинство человека, прожившего без единых замечаний 76 лет».
– Контролер не представила суду ни единого документального доказательства моей вины, подтверждающего причинение ей побоев, – раскладывает передо мной судебные документы Фекла Кирилловна. – Заявление в милицию о том, что ее оскорбила и избила старуха, куртку новую порвала, она не подавала, в медучреждения по поводу нанесения ей побоев не обращалась, порванную куртку – вещественное доказательство – суду не представила. В суд обратилась только через 2,5 месяца после происшествия, узнав, что я ее обвиняю. Мировой судья вынес мне приговор только по показаниям свидетелей, которых привела с собой контролер. А я не привела ни одного, хотя через городскую газету просила откликнуться очевидцев, но никто не позвонил в редакцию. И поэтому судья написал в приговоре, будто бы я не доказала, что отмеченные в акте судмедэксперта телесные повреждения у меня возникли именно от действий контролера. За всю прожитую жизнь я не имела дела с судами и не знала, что приговоры могут выноситься только на основании показаний свидетелей. А свидетели кто?
Водитель автобуса и кондуктор (одна будто бы слышала, как пенсионерка оскорбляла контролера, другая – как пассажирка стукнула ее пару раз по рукам), а еще офицер колонии № 6, можно сказать, самый важный из трех, потому что посторонний, из числа пассажиров. А он будто бы не только слышал оскорбления, но и видел, как пенсионерка набросилась на контролера сзади и оторвала капюшон с ее куртки! Прикиньте: какую же физическую силу надо иметь престарелой женщине, да еще инвалиду по заболеванию сердца, чтобы капюшон оторвать с новой куртки, да еще надетой на женщину, которая моложе пенсионерки на 40 с лишним лет… Любопытно и то, что это вопиющее «хамство» со стороны 76-летней женщины почему-то заметил только офицер. А кондуктор, которая, с ее слов, во время инцидента стояла за спиной контролера, ничего такого не припомнила, по крайней мере, в суде об этом не заявляла.
Между тем Фекла Кирилловна, чтобы доказать свою невиновность, готова даже пройти проверку на полиграфе – детекторе лжи. Вот до чего довело престарелого человека служебное рвение билетного контролера, почему-то решившего, что ее должностные полномочия безграничны.
СЧ-Совет: Специалисты службы контрольно-ревизорской и безо-пасности движения «Чувашавтотранса» сообщили, что билетные контролеры по должностной инструкции не вправе изымать у пассажиров документы, в том числе и сомнительные проездные. Все, что они могут, так это предложить «зайцу» оплатить проезд, а если откажется – попросить его покинуть автобус. Кстати, применение физической силы к безбилетнику недопустимо. На языке закона это уже превышение должностных полномочий, за что можно и срок схлопотать. Совет и пассажирам: требуя уважения к себе, будьте и сами законопослушными.
А на пригородных поездах что творится,диман-уркан контра недобитая выкидывает за борт с едущего поезда людей.Чебоксары-Канаш.