Гамлетовский вопрос «Быть или не быть?» в 21 веке звучит несколько приземленно: «Брать выигранные деньги или нет?» Мечты и желания, эгоизм и доброта, деньги или счастье в семье – вот главные темы, которые волнуют журналиста, а теперь и драматурга Римму Прокопьеву. ТЮЗ имени М. Сеспеля взял к постановке ее пьесу «Птица счастья с девятого этажа». После премьеры с ней встретилась Надежда Андреева.
– Это моя третья написанная пьеса, но первая, воплощенная на сцене. Когда Станислав Васильев – режиссер театра юного зрителя – предложил поставить ее, мне было очень радостно. Все мы, люди, как единый живой организм, чувствуем друг друга. Я настроилась на то, чтобы и постановщик, и артисты почувствовали пьесу сердцем. На мой взгляд, получилось. Когда писала, не задумывалась о том, как это можно воплотить на сцене. И я поразилась видением режиссера, кстати, он же выступил и художником. К примеру, комната Викентия и Вероники – мир любви и согласия – находится справа, а коридор – мир общежития – слева. Правая сторона – это мужская сторона. Мужчина – это опора семьи, а семья – это основа жизни.
– Попытка Вероники отказаться от выигранных шести миллионов непонятна другим героям. Мир настолько развращен деньгами и поглощен жаждой наживы?
– Вероника в своем поступке, может быть, даже более меркантильна, чем ее муж или соседи. Она хочет ребенка во что бы то ни стало, это тоже эгоизм. Если бы она не увидела Птицу счастья, возможно, не задумываясь, взяла бы деньги. Но она натура тонкая, по своей сути, добрая и внимательная, чувствует чужую боль, и это помогло ей пройти испытание деньгами и «выкупить» будущего ребенка. А про мир, я в таких случаях отвечаю вопросом же: вот лично ты такая? И часто говорят: я – нет. А почему мы говорим за остальных? Мир прекрасен. Вокруг меня много добрых людей, друзей, которые всегда придут на помощь. Внешний мир – это отражение внутреннего.
– В пьесе на первый план выходят отношения в семье. Какой должна быть в вашем понимании образцовая семья?
– Я, наверное, ничего нового о домостроительстве не скажу. Лет семь назад я чувствовала, какой должна быть семья. Перед глазами у меня был пример родителей, мой отец – очень интересный человек. Но отношения нами всегда идеализируются. Сейчас я более склонна говорить: «муж спасется женой». Потому что на мужчине сегодня очень много забот, ответственности, а жена должна стать его опорой. Вообще в жизни нет ничего случайного. Недавно в Интернете встретила цитаты Александры Федоровны Романовой – жены Николая II, мне тут же захотелось иметь у себя эту книгу. И что вы думаете? Родная сестра на премьере подарила мне именно ее. Александра Федоровна много говорит о семье, о том, что муж должен подкрепляться женой. «А жена, мудрость и силу, которые нужны ей для выполнения святых обязанностей жены, может найти, обращаясь только к Богу» – я думаю, это святые слова. Без Бога не может быть современной семьи. О воспитании детей хорошо говорит Иоанн Крестьянкин, святой этого века. Сейчас дети находятся под потоком разной информации, много ненужного несет телевизор. Надо объяснять: люди все разные, они живут как могут. Но ребенок еще должен понять, что человек сам выбирает.
– Птица счастья – это ангел?
– Птицу я назвала Асамат кайёк.: не Телей кайёк., в чувашской мифологии есть еще Кункёш кайёк. (Птица счастья). Потому что Асамат – это что-то очень личное, интимное. Она пришла именно к Веронике. И это был не сон, а «явление». Безусловно, это птица из более тонкого мира.
– Что нужно сделать, чтобы увидеть свою Птицу счастья?
– Чтобы быть счастливым, вначале человек должен посмотреть внутрь себя. Это один из самых ключевых моментов – без боязни и страха увидеть в себе и хорошее, и плохое. Потом очищать свое сердце – самое сложное и самое простое. Сердце очищается любовью, постом и молитвою, добродетелями. И еще! Не нужно стараться очищать сердца других, нужно работать со своим.
Опубликовано: 17 октября 2012 г.
Читайте также:
Цитата номера
Театры, музеи и библиотеки переходят в режим онлайн
Редкий вызов на «Поединок»: в Русском драматическом театре сыграли премьеру по Александру Куприну
Реконструкция Чувашской филармонии требует ускорения
Театр со своим национальным лицом
Чувашские артисты прочли Константина Иванова в новом формате
Нина Яковлева: актриса без амплуа
Творчество в дистанционном режиме