Маршал Якубовский – это Халиулла Якупов

Так говорят в Шыгырдане

Газета “Ватаным Татарстан” 17 мая опубликовала сенсационный материал, в котором речь идет о человеке, ставшем Героем Советского Союза дважды. Маршал Якубовский – татарин? Об этом пишет журналист Рашит Минхадж. Предлагаем вашему вниманию перевод его статьи.
9 мая позвонил председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов. Поздравил с праздником, а затем спросил: “Рашит-абый, а ты знаешь, что маршал Якубовский – это выходец из нашей деревни? Он ведь татарин”. От удивления я застыл с открытым ртом. Записав телефонные номера Рифката и Минхайдара Якуповых, на следующий день я помчался в Шыгырдан. А с Рифкатом, который проживает в Набережных Челнах, пообщался наш собственный корреспондент Раис Зарипов.

ОТЧИЙ ДОМ

Выслушав отца и сына Якуповых, я пришел к выводу, что история этого рода, а вернее семьи Галим-бабая (а по некоторым данным Мингалим-бабая), интересна и поучительна одновременно. По родословной, которую показал 83-летний Нурулла Якупов, выходит вот что: во главе рода стоит Исмаил. В его семье было пятеро сыновей: Ахмет, Ибрахим, Хусни, Ильяс, Али. У Ахмета, в свою очередь, было трое сыновей: Закир, Юсуф и Якуб. А вот в семье Якуба выросло четверо дочерей: Сара, (Пакруп) Фахри, Хабибджамал и Бибиниса, и двое сыновей: Сафиулла и Галим. Единственный ребенок Шамседжихан и Сафиуллы Якуповых – наш собеседник. Нурулла-абый родился в 1928 году. (Видимо, Сафиулла, попавший в плен во время Первой мировой войны, поздно женился). Семья Минджамал и Галима Якуповых более плодовита: у них родилось три сына – Хабибулла, Нургали, Халиулла. К сожалению, их семья распалась. Галим-бабай уехал на золотые прииски в Якутию и не вернулся.
Оставшись с тремя детьми на руках совершенно одна, Минджамал-Миннук оставляет их на попечение старухи Махмубы, а сама выходит замуж за кого-то из Буинского района. После войны она снова вернется в Шыгырдан, и опять с тремя детьми на руках. Но не надолго. Забрав с собой Захита и Нургасиму, она отправляется в Сибирь. Кто знает, может, вслед за первым мужем. Больше ни ее, ни ее детей в Шыгырдане никто не видел. А вот сын Гиляз уезжает в Москву.

ГОРЯЧИЕ ПАРНИ

Послевоенные годы. Давайте вернемся к старшим детям Минджамал. По воспоминаниям Нуруллы-абыя, младший Халиулла был самым шустрым ребенком. Мог один справиться с тремя-четырьмя сверстниками. “Идем ночью коней сторожить. Нас заставлял. А сам, выбрав из табуна самого озорного скакуна, отправлялся в соседнюю деревню и привозил оттуда гусей, уток, сметану, катык – нас угощал. В лесу тоже нас заставлял работать – сам не потел”, – это воспоминания соседа Фаттахетдин-бабая.
После смерти старика Якуба, парни, видимо, не совсем считались со старухой Махмубой. От них частенько попадало и парням из соседних деревень. Как-то раз одному чувашскому парню влетело чрезвычайно сильно. После этого в поисках обидчиков к ним приходят сотрудники НКВД. Это 1921-1922 год. 16-18-летние парни, подумав о том, как дальше жить, решают уехать. Скорее всего, они бежали от голода. Их пути разошлись на станции Канаш. Старший Хабибулла отправляется в Узбекистан. Нургали устраивается на завод в городе Тулун, что в Иркутской области. А Халиулла держит путь в Москву.

ЗДРАВСТВУЙ И ПРОЩАЙ!

Родные братья долго не видели друг друга. И все же они как-то умудрялись поддерживать связь. То ли в конце 1940-х, то ли в начале 1950-х старший Хабибулла в поисках Нургали приезжает в Тулун. Он живет здесь неделю. Больше они не виделись. Были ли дети у Хабибуллы, где он похоронен – это Якуповым не известно.
Дослужившийся до звания генераллейтенанта Халиулла в 1960-х годах находит старшего брата. После теплой со слезами на глазах встречи между двумя братьями происходит конфликт.
– Из-за тебя мы остались без отчего дома! Не брат ты мне, а я тебе не брат! – с этими словами Нургали хватается за висевшее на стене ружье и стреляет в брата. К счастью, супруга Нургали хватается за ствол, и пуля попадает в стену. Таким образом, братья отказываются друг от друга.
Как же так произошло, что отчий дом развалился? В 1935-1936 годах офицер Халиулла приезжает в Шыгырдан на две недели. Знакомит односельчан со своей женой – красавицей-полячкой. “Мы тогда в большом доме жили. Одна сторона – наша, другая – Галим-абыя. Халиулла-абый, сказав, что эта часть принадлежит его отцу, приказал разобрать половину дома и отдать в колхоз. Это все деревенские коммунисты его надоумили”, – вспоминает Нуруллабабай, которому на тот момент было пятьшесть лет.
Вот что интересно: и у взявшего фамилией имя отца Нургали Галимова, и у Нургали-абыя родилось по десятеро детей. И Нургали-абый, и его дети приезжали в Шыгырдан. “В последний свой приезд вообще не хотел уезжать. Плакал, что больше не сможет сюда вернуться. Мама подарила ему пуховую подушку, чтобы в поезде мягче спалось”. А вот Халиулла после конфликта с братом в Шыгырдане больше не появлялся.

ЗОВ ПРЕДКОВ…

– А почему только сейчас вы решили разузнать о детях вашего родственника, который стал маршалом? – спрашиваю я. “Он отчий дом разрушил. Ну, и что, что он маршал? Мне какое дело! Имени его слышать не хочу!” – именно так к нему относился мой отец. Раньше. А сейчас смягчился. Наверное, говорит, время такое было. Конечно, раньше доказать родство было намного легче. Уж нет в живых и Ахмергали Куянова, который знал дядю Халиуллу”, – говорит Минхайдар.
Справедливости ради нужно сказать, что Якубовский, будучи первым заместителем министра обороны СССР и одновременно главнокомандующим вооруженными силами стран-участниц Варшавского договора, принял у себя детей Нургали Галимова. К нему приезжали Мингали, Махира и Халиулла (тезка маршала). И здесь он предстает перед племянниками строгим человеком. “Общения не будет. Но после моей смерти я не запрещаю вам общаться с моими детьми”, – вот как встретил их Халиулла. Хотя с другой стороны, то, что он согласился их принять, тоже о многом говорит. “По той информации, которая есть у нас, у него было четверо детей. Если мы не ошибаемся, внучка его ходит в мечеть, взяла себе татарское имя”, – говорит Минхайдар.
Видимо, проживающий в Челнах, Рифкат тоже вел поиски. “В 2005 году он встретился в Москве с полковником, который до отставки работал в Генштабе. Расспросил его о Якубовском. Тот сказал, что он был белорусом, разговаривал с акцентом. Очень строгим человеком был”, – рассказал нам Раис Зарипов, отправивший в редакцию фотографию Рифката Якупова.
По словам Якуповых, дети Нургали Галимова, обосновавшиеся в наших краях – Нафиса и Халиулла – до сих пор живы. Оба проживают в Башкортостане. А вот их старший брат Мингали, живший в Новочебоксарске, уже умер. Его сюда привезла жена. Только вот сын Сергей не интересуется родственными связями. Поэтому Минхайдар желает отправить Рифкат-абыя, проживающего в Челнах, и Нафису-апу из Уфы в город Тулун, чтобы восстановить отношения между родней. Должны же сохраниться следы рода и в Иркутской области! После этого можно браться за поиски в Москве. Конечно, и в семье похороненного в Ульяновске Ахмергали Куянова могут храниться фотографии. Он также хочет найти и Гиляза: отцы у них разные, но мама одна. “Все расходы я взял на себя. Уж на такое дело денег не жалко”, – говорит М. Якупов, директор строительной фирмы в Ульяновске.

НАША СПРАВКА

По информации, взятой из Интернета, Иван Игнатьевич Якубовский родился 25 декабря 1911 года в крестьянской семье в деревне Зайцево Горецкого района Могилевской области Белоруссии. 10 января 1944 года он становится Героем Советского Союза. 23 сентября получает это звание повторно. В 1967 году ему дается звание маршала. Умер в 1976 году. Похоронен под стенами Московского Кремля на Красной площади.
– Мы думаем, что место рождения Якубовского – это легенда. Зайцево – родная деревня его жены. Во-первых, он бежал из своей родной деревни; во-вторых, он служил в армии, где практически нет неславянских фамилий, а он хотел дослужиться до званий – вот и поменял свое имя. Но ведь не до конца же поменял – фамилию-то сохранил. Пусть и измененную. Вполне возможно, что имяотчество он взял у кого-нибудь из деревни жены, – рассказывает М. Якупов.
Действительно, очень хочется докопаться до сути. Есть ли в Белоруссии такая деревня? Жил ли там человек по имени Иван Игнатьевич Якубовский? Мы думаем, что в словах Якуповых есть справедливость. Пообщавшись с Минхайдаром и Нурулла-абыем, я понял, что они не стремятся прославиться или извлечь пользу из потенциального родства. Оба читают намаз, оба чрезвычайно искренни. В первую очередь, они хотят принести пользу народу, доказать, что и у татар есть свой маршал.
Мы, в свою очередь, думаем, что эта статья – только начало долгих поисков. Мы сделаем все возможное, чтобы связаться с родственниками Якубовского в Москве. Как нам кажется, это история – и трагедия татарина, жившего в советские годы, и пример большого военного успеха, и путь человека, родившегося в простой крестьянской семье и ставшего маршалом.

Р. МИНХАДЖ.
Перевод Р. БОЛГАРСКОГО.



Читайте также:

11 Responses

  1. Он был маршалом русской армии, значит и носил он русское имя. А давайте всех русских будем называть ТАТАРскими именами!

  2. Якубовский был Маршалом Советской, а не русской армии. А там Маршалами были и украинцы, и белорусы, и армяне и др.

  3. В 1987 году в Александре Матросове земляки из Башкирии узнали Шакирьяна Мухаметьярова. И вот теперь теперь выясняется, что маршал Якубовский — это Халиулла Якупов. Кто следуюший?

  4. Указанный вопрос надо исследовать до конца. Кто это должен сделать?

  5. Бредовая статья. Маршал Якубовский родился в белорусской крестьянской семье на Могилевщине. А в байки про то, что в Советской армии «практически нет неславянских фамилий» не поверит любой, кто видел список высших военачальников Советского Союза. Там, кроме славян, и армяне, и грузины, и евреи, и мордва, и осетины, и татары и т.д.

  6. Сын Старшего брата Хайруллы мой муж. Мы из Узбекистана живём в Татарстане с 2001г.

  7. Ошибка Хабибулла старший брат который уехал в Узбекистан отец моего супруга.

  8. Последние два комментария ошибочные.

  9. Чушь какая-то. Белорус Иван Якубовский родился в деревне Зайцево Могилевской губернии. Его предки-белорусы тоже из тех краев. Эта деревня существует до сих пор, там татар отродясь не было, ближайшая к ним коренная татарская община — на Гродненщине, за 400 километров. Да и те потомки крымских, а не казанских татар

  10. Да уж, бред так бред. Иван Игнатьевич — двоюродный брат моего деда. Жили они в Могилевской губернии. В разных деревнях. У моего деда национальность — русский.

Добавить комментарий для Тина Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.