Трезвый взгляд на алкогольную отрасль

Шары и хлеб-соль на входе, помпезное перерезание красной ленточки – все это было на торжественном открытии Чебоксарского ликероводочного завода. До того он стоял несколько месяцев кряду по причине своеобразной приватизации ГУП «Росспиртпром», филиалом которого являлся.
Генеральный директор предприятия В. Новосельцев, видимо, находясь во власти приятных переживаний, называл министра экономического развития, промышленности и торговли Чувашии просто Моториным, без имени-отчества. А передавая микрофон главе города Чебоксары Л. Черкесову, так разволновался, что градоначальник сам вынужден был представиться. Трудовой коллектив, преимущественно женский, радостно улыбался, ожидая команды «пуск». Первые бутылки горячительной продукции, сошедшие с конвейера, в качестве памятных сувениров были подарены министру, городскому главе и московскому гостю – генеральному директору ОАО «Росспиртпром» В. Иванову. «Я очень, очень рада, что наконец мы начали работать», – не отрывая счастливого взгляда от конвейерной ленты, повторяла оказавшаяся ближе всех к журналистам Ольга Карзанова, чей трудовой стаж на этом предприятии составляет почти 14 лет.
«С пуском ликероводочного завода у меня стало одной головной болью меньше», – сказал И. Моторин на открытии. Его прекрасно поняли журналисты, присутствовавшие на предварявшей торжество протокольной встрече Президента Чувашии М. Игнатьева с гендиректором ОАО «Росспиртпром» В. Ивановым. В беседе также участвовали члены Кабинета Министров республики во главе с премьер-министром О. Макаровым и другие лица. Подчеркнув, что возобновленное на одном из старейших предприятий республики производство самым благоприятным образом скажется на экономике Чувашии, М. Игнатьев перешел к конкретным вопросам. Диалог получился непростым. Наша сторона пыталась четко обозначить стратегию восстановления производства. Москвичи же старались избегать однозначных ответов.
«До конца года надо выпустить 500 тыс. декалитров. Справимся?» – уточнял М. Игнатьев уже оговоренные с собственником предприятия планы. «Насколько удастся создать интерес у торговых точек к местной продукции. Потребитель в магазине проголосует», – был ответ руководителя Росспиртпрома. На сегодня из 7 существующих линий, способных выдавать более 2,5 млн. декалитров (дал) алкогольной продукции в год, запущено только 3. А из трехсот с лишним работников предприятия оставлено 137. «Эта численность оптимальная? Устаканенная?» – нашел Президент самое подходящее в данном контексте прилагательное. «В ближайший год численность не будет меняться, – заверил В. Иванов и тут же выставил условие, что производительность труда должна быть нормальной. На лучших заводах отрасли она достигает 10 тыс. дал на одного работающего в год, «но здесь до этого далеко», скромно оценил возможности чебоксарской «дочки» московский хозяин.
Поговорив таким образом о будущем этого предприятия, перешли к другой собственности Росспиртпрома – Ядринскому спиртзаводу, тоже остановленному несколько месяцев назад. Без перспективы открыться вновь, как утверждали авторитетные источники. И вот теперь этот прогноз подтвердил сам В. Иванов. Он считает, что производство спирта в ближайшее время неинтересно «ни для нас, ни для республики» с точки зрения бюджетной эффективности. А по всей России мощностей для производства спирта в 2,5 раза больше, чем нужно, причем они новее ядринских, построены совсем недавно. «Производство спирта может доживать последние дни», – вынес приговор ядринцам собственник. Но если третье находящееся в нашей республике предприятие Росспиртпрома – Марпосадский спиртзавод, «павший» в ходе этой приватизации без малого год назад, готовы продать всем, кто пожелает открыть на его базе совершенно иное производство, то за ядринские мощности Росспиртпром пока держится. И намеревается перенести туда… чебоксарскую ликероводку. «Под перенос можно будет получить кредит Россельхозбанка», – поделился планами глава Росспиртпрома.
…Вот уж точно, без бутылки не разберешься. Или без специалиста, знающего всю подноготную этой драмы с приватизацией.
– Перенос в Ядрин возможен, только если у Чебоксарского ликероводочного завода будет инвестиционное расширение и увеличение сбыта. Но пока вопрос так не стоит, – комментирует глава Минэкономразвития
И. Моторин. – Ликероводочный завод в последние годы, до акционирования Росспиртпрома, был загружен на 29-30 проц. Не в полную силу работали и Марпосадский с Ядринским спиртзаводы. Когда они достались ОАО «Росспиртпром», встал вопрос о выводе их на максимальную загрузку. Понятно, что три площадки не смогут загрузиться на достаточном уровне.
Вопрос не стоит так: надо закрыть Ядринский спиртзавод, потому что он не нужен. Вопрос в другом. Оба спиртзавода не подготовились, в общем-то, к исполнению федерального законодательства при акционировании Росспиртпрома. Ядринский должен был наладить переработку барды, но он этого не сделал. И теперь по закону там нельзя производить спирт.
Желание республики, чтобы все площадки работали. Но зачастую желания не соответствуют возможностям. И если не будет расширения производства на чебоксарской ликероводке, о чем знает только собственник, то вероятность запуска ядринского завода невелика. Надо подыскивать инвестора, согласного выкупить эту площадку.

Опубликовано: 4 мая 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.