Не только в своих фильмах поднимали больные темы нашего общества режиссеры и артисты, приехавшие на Чебоксарский международный кинофестиваль. На пресс-конференциях в кинокомплексе «Каскад», где шла большая часть конкурсной программы, известные кинематографисты говорили не только о себе, но и о зрителе. Конечно, их радовало, что даже в будние дни на дневных сеансах залы, в которых представляли фестивальную программу, были заполнены практически целиком, причем людьми самого разного возраста. Но, в общем и целом, новые российские фильмы зрителей интересуют мало, утверждали кинорежиссеры.
«НУЖНО КАК ПЕРВЫМ ХРИСТИАНАМ – НАЧИНАТЬ С КРУЖКОВ»
Борис Грачевский, директор проекта «Ералаш»:
Мы потеряли своих зрителей, и нужно возвращать их не в эти залы, где идут американские блокбастеры. Мы должны создавать маленькие киноклубы для людей, которым интересно думать, переживать. Я думаю, это единственный путь восстановить прокат российского кино, которое основано на вдумчивости и переживаниях. А пока переживания никого не интересуют. Показал я както свой новый фильм студентам, а один из них мне говорит: «Зачем вы это сделали? Теперь я несколько дней буду думать, а я совсем не хочу». Если мы сейчас все вместе не возьмемся за создание киноклубов, мы окончательно потеряем молодое поколение. Страшно не то, что молодежь сейчас не смотрит кино, которое заставляет думать. Страшно то, что через 1015 лет они такие, недодумавшие, непрочувствовавшие, будут управлять страной.
«ПОКАЗЫВАТЬ КИНО В ПРОВИНЦИЯХ»
Анна Чернакова, режиссер конкурсного фильма «Смерть в пенсне или Наш Чехов»:
Когдато непростые фильмы вроде «Механического пианино» Никиты Михалкова не считались артхаусом, на них ходили всей страной, все их знали. Никто не говорил, что простому зрителю это будет сложно, скучно и непонятно. Кино, вообще, было делом очень прибыльным для государства.
Сейчас говорят о создании сети кинопроката в регионах. Если это случится, будет здорово. У нас, например, был ограниченный прокат «Смерти в пенсне» в Москве и Петербурге. За 6 недель нам удалось покрыть затраты на производство, а если бы фильм показали в регионах, вполне, возможно, что мы бы еще и заработали.
«ЗРИТЕЛЕЙ С ДРУГИХ ПЛАНЕТ НЕ ЗАВОЗЯТ»
Юсуп Разыков, режиссер конкурсного фильма «Гастарбайтер»:
Может быть, зритель меня не знает, но ято знаю нашего зрителя. Проблема в том, что сейчас, собственно, фильм перестал быть «предметом первой необходимости». Что сейчас важно зрителю при походе в кино? Вкусный попкорн, красивая девушка рядом, хорошая вентиляция зала. А сам фильм – это уже не так важно. Такой зритель у нас вырос, иных с других планет не завезли. Но с другой стороны, раз зритель изменился в одну сторону, значит, способен измениться и в другую, положительную. Я в это верю.