Впервые в современной России проходит сплошное обследование малого и среднего предпринимательства. А в других странах такие переписи бывают? И чего ждать предпринимателям от того, что их пересчитают? С этих злободневных для статистиков вопросов началась наша беседа с заместителем руководителя Чувашстата Петром Красновым.
– Действительно, в таком формате статистическое наблюдение в нашей стране проводится впервые. Хотя в 2001 году было обследование предпринимательского сектора, но тогда охватили только малые предприятия, а сейчас в переписи примут участие также индивидуальные предприниматели. Согласитесь, такая необходимость назрела как для государства, так и для самих субъектов этого обследования. Не секрет, довольно часто бизнесмены сетуют, что власть их не слышит. Значит, есть проблемы, сдерживающие развитие бизнеса. А ведь в странах с развитой рыночной экономикой на долю малого и среднего бизнеса приходится в среднем 60–70 процентов ВВП, в России же только подходим к рубежу в 25 проц. (по Чувашии показатель аналогичен российскому). Сплошное обследование как раз тот случай, который поможет более точно и предметно вырабатывать политику на основе выверенных данных, как принято в экономически развитых странах, где укреплению позиций малого предпринимательства способствовала соответствующая государственная политика.
– В этой связи хотелось бы узнать, что принесла, например, сельскому хозяйству перепись 2006 года? Какими федеральными документами и программами мы обязаны именно ей?
– Начну с того, что эта сельхозперепись прошла в нашей стране спустя 86 лет после предыдущей. Государство, политические силы, общественные структуры впервые за многие десятилетия получили возможность участвовать в формировании и осуществлении аграрной политики, опираясь на знание действительного положения дел на всех уровнях – общероссийском, региональном, муниципальном. В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», принятом вскоре после проведения переписи, на республиканском уровне разработаны и успешно реализуются такие, например, программы: «Развитие агропромышленного комплекса и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», «Производство картофеля», «Техническое перевооружение агропромышленного комплекса», «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока».
Да и наши предприниматели, замечу, на основе данных сельхозпереписи смогли получить ценную для бизнес-сообщества информацию по аграрному сектору.
– Каким критериям должны отвечать субъекты грядущей бизнес-переписи? Под эти параметры подпадают и частные адвокаты, и рыночные торговцы, и фермеры?
– Сплошному обследованию подлежат три большие категории. Коммерческие организации и потребительские кооперативы, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (кроме нотариусов и адвокатов), прошедшие государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей. И третья – крестьянско-фермерские хозяйства.
– Недавно некоторых журналистов «СЧ» «автоматический» женский голос по телефону известил о начавшейся переписи. Это ответственные начальники ненавязчиво дают понять СМИ, что подготовка к переписной кампании самая что ни на есть серьезная, или же просто редакционные кабинеты перепутали с бизнес-офисами?
– Понимаете, основной проблемой для нас, статистиков, является поиск предпринимателей, особенно в Чебоксарах и Новочебоксарске, где сосредоточено около 80 проц. малых предприятий и 60 проц. индивидуальных предпринимателей. Между прочим, по числу индивидуальных предпринимателей на 1000 человек населения у Чувашии самый высокий показатель среди регионов ПФО – 37 человек.
Не секрет, зачастую фактическое местонахождение представителей этих категорий бизнесменов не соответствует данным государственной регистрации. Причем при регистрации не все они сообщают о своих контактных телефонах. А из числа указанных номеров каждый четвертый не соответствует действительности. Очередной курьез при автодозвоне до респондентов произошел и в Вашем случае.
– Вам впору в частные сыскные конторы обращаться. Заодно и перепишете их, тоже ведь малый бизнес.
– Предложение неожиданное. Но пока справляемся своими силами, хотя помощники есть. С учетом того, что по республике насчитывается около 62 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, работу по уточнению адресов мы начали проводить с июля прошлого года. В этом нам посодействовали арендодатели, на площадях которых располагаются субъекты малого предпринимательства, а также негосударственные фонды, аутсорсинговые компании, гильдии, ассоциации, организации.
Подчеркну, что в отличие от переписи населения, носившей добровольный характер, экономическая перепись для субъектов предпринимательства является обязательной. Это предусмотрено федеральным законодательством.
– Так, значит, отказников накажут?
– Да, но их, полагаю, будет мало. Ведь перепись проходит в несколько этапов, начиная, можно сказать, с добровольного и кончая принудительным. До 29 января приглашали предпринимателей в Чувашстат за переписными бланками. Они их заполняют и возвращают в срок до 1 апреля. Затем настанет очередь «молчальников», к ним с мая направим интервьюеров. Ну а потом придется разбираться с отказниками. За непредставление переписных данных положен штраф в сумме от 3 до 5 тыс. руб.
– По Вашим прикидкам, Петр Степанович, какой процент предпринимательского сообщества окажется неучтенным и может быть отнесен к «подпольному» бизнесу?
– Не будем делать прогнозов. Поставлена конкретная задача – обеспечить государство и общество достоверной информацией. При проведении обследования рассчитываем на сознательность наших предпринимателей и понимание того, что перепись проводится только в статистических целях и в интересах развития самого бизнес-сообщества.
– Летом прошлого года Росстат сообщил, что сплошное обследование малого и среднего бизнеса обойдется стране в 1,5 млрд. руб. Цифра не изменилась?
– Нет, цифра не изменилась. С учетом того, что в статистическом регистре значатся 6 млн. респондентов, затраты на каждого участника составят менее 100 рублей. Денежные средства пойдут на разработку программного обеспечения, печать бланков, почтовые расходы, обучение и оплату работы временного персонала. После Всероссийской переписи населения осталось достаточно технических средств для проведения обследования бизнеса, благодаря этому удастся сэкономить значительные денежные средства. Финансирование подобных мероприятий производится только из федерального бюджета.
Опубликовано: 4 февраля 2011 г.
Читайте также:
Перепись населения как зеркало эпохи
Перепись населения обрела свой талисман
Росстат объявил конкурс детского рисунка на тему Всероссийской переписи населения
Перепись как зеркало государства
Владимир ПУТИН: Мы сможем более точно формулировать наши задачи и цели развития
В переписных листах Всероссийской переписи населения появятся новые вопросы
Республика в цифрах и графиках
«Советская Чувашия» выпустила приложение о Всероссийской переписи населения