Хотели снять картину о святом Иоанне Кронштадтском, а получилось что-то похожее на «Слово пацана», только в реалиях начала XX века. Современные кинематографисты в этой эпохе, похоже, застряли надолго: действие уже которого сериала разворачивается перед революцией. Вышедший в онлайн-кинотеатрах «Царь ночи» — очередная история, в которой фигурируют революционеры, жандармы, высший свет и низы общества, а еще мы увидим покушение на Столыпина. Только эту фамилию в кадре никто не произносит, его величают просто министр, но в лысеющем мужчине с бородой Петра Аркадьевича трудно не узнать.
Режиссер — Дмитрий Месхиев,
серий — 8,
места съемок: Кронштадт, Санкт-Петербург
Сюжет выстроен сложно и похож на слоеный пирог. В нем нашлось место для дружбы и предательства, любви и христианских мотивов, идей по свержению самодержавия и преданной службы Родине. В сериале много главных героев, потому что действие разворачивается в нескольких плоскостях, но тем не менее создатели фильма все время удерживают в фокусе двух человек: молоденьких брата и сестру — Якова и Софью. Их отца, который работал в порту Кронштадта, убили, и самим им тоже угрожает опасность.

Началом всех злоключений становится то, что они теряют друг друга. Соню берет в заложники неизвестный бандит, за которым гонятся жандармы. Чтобы не дать ему возможность уйти, помощник начальника корпуса жандармов Алексей Раздорский (Максим Митяшин) стреляет девушке в плечо, выводя ее из игры. Нападавший схвачен, раненую Соню (Алиса Рейфер) везут к доктору Гайгеру, который сотрудничает с полицией. Яша (Алексей Ярмущик) отправляется на поиски сестры, но с этого момента их пути расходятся.
Он попадает в уличную банду Петровских, именуемую так потому, что главаря зовут Петя (Алексей Ухов), а выздоравливающую Соню Раздорский приводит в особняк своей любовницы Адель ля Мот (Елизавета Боярская). У высшего общества Адель Романовна пользуется особой популярностью: «лечит» любые болезни с помощью магнетического флюида и ванн, проводит сеансы спиритизма — задает вопросы духу Пушкина и от его имени пророчествует, что скоро «не будет ни царя, ни наследника, ни России».
Все-таки Елизавете Боярской к лицу минувшие эпохи: ей очень идут исторические костюмы, высокие прически и шляпки. Совсем недавно вышел новый сериал «Тоннель», где она играет сотрудницу таможни, и там совершенно другой образ, актрису как будто лишили половины обаяния. Впрочем, сама актриса, будучи гостьей IV Чебоксарского кинофестиваля, рассказывала журналистам, что ей очень нравится сниматься в историческом кино, особенно если в кадре — любимый Петербург.
Как вылечить целую страну?
Многие зрители пишут в интернет-отзывах, что дальше трех серий осилить «Царя ночи» не смогли — действие берет разбег медленно и изобилует подробностями. Вот банда Петровских выясняет отношения с «инвалидскими» (у тех главарь без ног), вот Адель Романовна виртуозно изображает транс и пускает пену изо рта на очередном спиритическом сеансе. Если и смотреть сериал, то ради трех последних серий, где Раздорский вступает в сговор с революционным кружком и помогает бомбистам подготовить покушение на министра внутренних дел на приеме по случаю его вступления в должность. На этом приеме окажутся все главные герои — и прозвучит взрыв.

Всю историю вполне можно было бы уместить в 5-6 серий, тогда и накал был бы выше, и сюжет бы не буксовал в повторяющихся эпизодах. Но, судя по открытому финалу, нас вполне может ждать продолжение. Кажется, сценаристы сейчас специально не ставят точку в конце, чтобы иметь возможность снять второй сезон.
Довольно быстро мы понимаем, что сюжет двигает не только желание Яши быстрее разыскать сестру, но и амбиции Раздорского, мечтающего о России, в которой не будет сословий и люди смогут пробиваться наверх не за счет своего происхождения, а исключительно благодаря уму, энергии и таланту. Только он не просто мечтает, а мнит себя тем, кто может эту новую Россию построить. Но для начала нужно разрушить старый уклад, и лучше сделать это чужими руками — помогая революционерам.
Раздорский вынужден изворачиваться, действовать жестоко, устраняя ненужных свидетелей, и при этом осторожничать: над ним начальник Павел Иванович Веремеев (Владимир Вдовиченков), человек умный, деятельный, преданный службе и крайне недоверчивый. Но и у Веремеева есть ахиллесова пята — красавица дочь, угасающая от чахотки, и ради Анны он готов пойти на все — даже отправить ее лечиться к Адели Романовне, которая кажется Веремееву авантюристкой. Раздорскому же очень важно, чтобы начальник был к нему расположен. Когда от ванн и магнетического флюида Анне становится только хуже, на горизонте у Раздорского как нельзя кстати появляется Яша.

У парня редкий дар — он умеет исцелять молитвой и наложением рук, оттого в банде получает прозвище Лекарь. Помощник начальника корпуса жандармов обещает молодому человеку разыскать Соню и убийцу их отца, если тот будет лечить Аню и докладывать обо всем, что происходит в доме Веремеевых. Яша успевает влюбиться в Аню, а Соня — в Раздорского, который начинает ей покровительствовать.
В эпизодах периодически появляется отец Иоанн Кронштадтский (Александр Галибин), который приглашает Яшу в дом трудолюбия при храме, а Адель — образумиться и открыть свою душу Богу. Идея сделать священника одним из персонажей этой истории и ввести линию с исправлением и спасением души принадлежит Дмитрию Рощину, сыну актрисы Екатерины Васильевой и писателя Михаила Рощина. Он протоиерей, настоятель храма Святителя Николая Мирликийского на Трех горах.

От петербургских трущоб до дворянских салонов
Характеры персонажей прописаны, но никакого бэкграунда ни у кого из них нет.
Мы ничего не знаем о прошлом Раздорского и Адель: кто они такие, при каких обстоятельствах познакомились и почему, перестав быть любовниками, продолжают помогать друг другу.
Банда Петровских поначалу кажется лишь эпизодической историей в судьбе Яши, но Петя оказывается не менее важным персонажем, чем Раздорский. Времени им уделено куда больше, чем истории с революционерами и покушением на министра, но ребята в этой группировке почти все на одно лицо. Можно выделить лишь романтичного Людовика и амбициозного Купола, пытающегося подвинуть Петю. Хотя из мелкой шайки, промышлявшей кражами на рынке, волею обстоятельств они становятся силой, вполне способной противостоять жандармам. Что мы знаем о прошлом этих ребят или хотя бы Пети? Ничего.
Своей канвой история напоминает знаменитый сериал 90-х «Петербургские тайны», где брата и сестру так же разлучают обстоятельства, и, чтобы заново обрести друг друга, им приходится стремительно повзрослеть и пройти через несколько кругов ада. И там тоже люди благородного происхождения оказываются обманщиками и предателями, а в обитателях трущоб можно найти благородство и честь.
Но в «Царе ночи» для исследования человеческих душ не хватило именно предысторий персонажей. Особенно если сериал задумывался, чтобы показать, как проявляются характеры в тяжелые времена. Из мальчика и девочки, привыкших жить с отцом в уютном мире собственной семьи, Яша и Соня становятся людьми закрытыми и очень разными. И эта история еще и про выбор.
Судьба все время давала Яше развилки, Раздорский даже хотел ввести его в царскую семью, чтобы он занялся лечением наследника от гемофилии, но каждый раз Яша возвращался к Петровским. У Сони другая история: она до самого финала была подчинена обстоятельствам, плыла по течению и лишь в последней серии самостоятельно сделала выбор.
Маленький спойлер: в финале сюжета главным злодеем окажется совсем не Раздорский, но такой разворот не заставляет радоваться находке сценаристов, а даже как-то удручает, потому что переосмысление сюжета не наступает, и пазл не складывается. Да и почти весь фильм приходится гадать над его названием. Лишь в конце это словосочетание произносит Яша, имея в виду дьявола.
Но, если эта история о борьбе добра и зла — не только в стране на пороге революции, но и в душе каждого человека, то стоило ли тогда в названии отдавать предпочтение одной из сторон? Это как минимум странно для сценария, который вырос из идеи снять кино о проповеднике Иоанне Кронштадтском.



