«Кто, если не я…»

Однажды настанет тот день, когда мы расскажем о каждом, кто ушел на спецоперацию и обещал вернуться. Обещал вернуться живым, но не смог… Мы тогда раскроем места дислокации их воинских частей, подробно опишем, кто стоял с правого фланга, кто с левого, как они сражались, не прячась за спины своих боевых товарищей. Сегодня же посвятим материал лишь одному из тех, кто обещал вернуться, — Александру Волкову, простому парню из деревни Норваш-Шигали Батыревского муниципального округа.

«Иначе он не мог…»

 

Я не раз размышлял о том, как так получилось, что мы, взрослые мужчины, которые могут держать в руках оружие, находимся здесь, в мирном городе, а он, уступающий многим из нас и статью, и здоровьем, оказался в зоне специальной военной операции? Как он пришел к такому непростому для себя и своих близких решению?

Младший братишка Станислав стал первым, кому в один из осенних дней 2022 года Александр сообщил о том, что добровольцем уходит на СВО. В свою очередь средний брат Евгений, узнав об этом, по телефону попытался отговорить от рискованного шага. Александр и слушать не захотел, пригрозил прервать разговор. Стас с Женей понимали, как тяжело будет матери Ларисе Александровне, и до последнего момента хранили от нее в секрете решение старшего брата.

Я беседовал лично и переписывался со многими, знавшими Сашу по учебе и работе, с теми, кто вместе с ним участвовал в археологических и поисковых экспедициях. Эти люди живут по всей России, от Калининграда до Владивостока. И все сходятся в едином мнении: решение Саши было осознанным.

«Отговаривала, но без толку. Он говорил: «Кто, если не я? Ребята там гибнут, а я тут». Он сначала семье не хотел сообщать, но я сказала, что так не делается», — говорит товарищ Саши по поисковому движению и коллега по работе в Чувашском национальном музее Татьяна Павлова.

«Это было ожидаемо, — считает еще одна сотрудница Нацмузея Елена Полякова. — Он искал себя, свое место в жизни. Не каждый имеет такую силу духа и смелость».

«Он говорил о том, что защищает будущее своей семьи, хотел, чтобы не повторялась история, как было во Вторую мировую войну, — рассказывает волонтер Оксана Семенова. — Говорил, что вернется живым и будет рассказывать своим детям про подвиги бойцов».

К такому решению Саша был готов давно, полагает его товарищ по учебе в ЧГУ и работе в археологических экспедициях Алексей Чеблуков: «Как-то после раскопок мы сидели на кухне, пили чай, общались. Зашел разговор про чеченскую войну. Саша сказал, что будь он постарше, то обязательно пошел бы тогда защищать интересы России. Случись такая ситуация сегодня, то, говорил он, будет в числе первых, кто встанет на защиту Родины, женщин и детей. И это были не просто красивые слова».

«У нас с Сашей были общие друзья, участники чеченской кампании, событий на Украине 2014 года, — продолжает тему Михаил Федулов, преподаватель ЧГУ имени И.Н. Ульянова, научный руководитель дипломного проекта Волкова. — Он относился к ним с большим уважением, прислушивался к их мнению».

«Саша — настоящий герой! — восхищается участница поискового движения Дарья Григорьева. — В декабре 2022 года он позвонил мне, обещал, что обязательно вернется, Я знала, что он — истинный патриот. Не каждый может решиться на такой смелый шаг — пойти добровольцем на фронт…»

Поисковик

 

Я познакомился с Александром Волковым в апреле 2017 года, когда мы с отрядом «Георгиевская лента» ЧГУ имени И.Н. Ульянова собирались в поисковую экспедицию под Севастополь. Там и зародилась наша дружба. Александр подкупил своим основательным подходом к любому делу: будь то заготовка дров, установка тента или устройство сиденья. Саша легко выполнял любую физическую работу — все-таки старший сын в семье. А о самих раскопках и говорить нечего. У него было чутье — он мог точно определить контуры блиндажа или окопа, что очень помогало.

«Любовь к Родине, увлечение археологией и историей привели Сашу в поисковое движение. Он стал отличным поисковиком и примером для других», — считает руководитель отряда Сергей Кодыбайкин.

9 Мая 2017 года, г. Севастополь. Становясь вместе с севастопольцами в колонну Бессмертного полка, поисковики и представить не могли, что через какие-то пять лет кто-то из них уйдет добровольцем защищать Родину. Им оказался Саша Волков. На снимке он — четвертый слева (в очках). Фото Евгения Шумилова.

Волков не только участвовал в поисковых экспедициях, но и разрабатывал концепцию организации выставок поискового движения Чувашии на окружных слетах поисковых отрядов ПФО «Никто не забыт» и дважды оформлял их лично. Эти работы были высоко оценены специалистами.

Во время раскопок Саша старался не тратить впустую ни одной минуты. Помню, в Мекензиевых горах северо-западнее Севастополя Саша миноискателем среди сосен нащупал в песке английские пули времен Крымской войны 1853-1856 гг. и одну из них подарил мне. Мы тогда еще рассуждали с ним о том, чего не хватало англичанам на их островах — приплыли в такую даль, чтобы захватить наши земли.

Археолог

 

В поисковое движение Александр пришел через археологию, имея уже серьезный багаж теории и практики. В археологию и в университет Сашу Волкова привел Михаил Федулов. Их знакомство состоялось во время учебы Саши в Тарханской средней школе Батыревского района, где Михаил читал курс по обществознанию. В 11 классе Саша заявил о своем желании учиться на историческом факультете. Еще до поступления в вуз он попросился к Федулову в археологическую экспедицию. Когда в сентябре студенты собрались на учебу, то воспринимали Волкова как опытного историка-археолога.

Александр с головой окунулся в археологию, не пропускал ни одной возможности принять участие в какой-либо экспедиции. Не случайно уже во время учебы его пригласили на работу в Чувашский национальный музей, а через два года доверили заведовать сектором археологии и древней истории. «Невероятно эрудированный, ученый и поисковик от Бога», — такую характеристику дали ему коллеги.

«Это был человек со сверхмотивацией, — говорит однокурсник Волкова, Руслан Петров. — Как ученый он добился бы больших высот, я в этом даже не сомневаюсь. Саша поражал своей тягой к знаниям, работоспособностью».

«У него были все шансы стать кандидатом наук, профессором, — вспоминает товарищ по поисковым экспедициям Татьяна Егорова. — Александр учился в аспирантуре Марийского госуниверситета, планировал подготовить кандидатскую диссертацию о могильниках чуваш».

В научных журналах мы обнаружили добрый десяток публикаций Саши, которые вызвали живой отклик в археологическом сообществе. Да, это еще не монография и не научный труд, но серьезная заявка.

«Саша мечтал проводить археологические исследования, делать научные открытия, написать книгу (он изучал погребальный комплекс чувашского и марийского народов), — рассказывает товарищ Волкова по работе в археологических экспедициях Александр Семенов. — Но в жизни сложилось по-другому. Зная характер Саши, понимаю, что иначе он не мог поступить. У него было обостренное чувство справедливости».

Жаль, что Чувашия потеряла такого талантливого молодого ученого-археолога… Александр Волков погиб 27 декабря 2023 года… Был ему 31 год.

«Нестор Петрович»

 

В последний раз я встретился с Александром 19 ноября 2023 года в Чебоксарах. Волков тогда был в отпуске и специально приехал из Норваш-Шигалей. Посидели втроем — Саша, я и Сергей Кодыбайкин, поговорили серьезно, по-мужски.

Саша убеждал нас, что он как замполит роты находится в десятке километров от «передка», линии боевого соприкосновения, и волноваться за него не нужно. Мы сделали вид, что поверили. Назвал свой позывной — «Нестор Петрович», в честь героя фильма «Большая перемена». Саша действительно похож на телевизионного учителя истории: такой же добрый, заботливый, отзывчивый, потому, наверное, ему и доверили должность замполита.

Любовь к Родине и убеждение, что долг каждого мужчины — защищать ее, привил Александру его дед, младший лейтенант Василий Волков. Фото из фондов Центрального архива Минобороны РФ.

«Было страшно?» — спросил тогда я Волкова. Он признался, что только поначалу. «Едешь в колонне, навстречу выходит мальчишка и воинское приветствие отдает», — вспоминал Саша тронувшую его за душу картину. Он также рассказал, как участники СВО организуют свой быт. «Я настолько полюбил наш российский народ», — восхищался лейтенант изобретательностью своих бойцов. «Есть простые пацаны, но при этом такие чудеса героизма показывают, — делился он своими наблюдениями о людях. — Встречаются и такие, кто пытается показать себя кем-то, но быстро сдуваются». Подняли мы тогда тост «За Победу!». Я напомнил, что во время Великой Отечественной войны это был главный солдатский тост. «И сейчас так же», — сказал Саша.

Думаю, что для него всегда был примером дед Василий Степанович, участник Великой Отечественной войны, кавалер ордена Отечественной войны II степени. Ирина Каптеева, соседка Волковых, вспоминает, как маленький Саша тянулся к нему. Дед работал председателем сельского совета, был очень занят, но находил время для внука.

На фронте Василий Степанович потерял один глаз и носил стеклянный протез, который приходилось часто снимать и промывать. Ветеран выписывал газеты и журналы, приучал внука к чтению. И, конечно, рассказывал о войне.

Поэт

 

Если честно, то среди современных молодых людей я нечасто встречал тех, кто стремится использовать в своей речи чувашский язык. Саша был не такой. Находясь вдали от дома, он даже звонил друзьям для того, чтобы специально пообщаться на чувашском, пел вместе с ними по телефону народные песни.

Лишь недавно я узнал, что Александр Волков писал стихи — не профессионально, но очень искренне, от души. «У него был талант. Умел стихами тронуть душу!» — восхищается Татьяна Павлова.

«Просто очень хочется спросить,
Для чего мы?
Ради чего на свете жить?
Для улыбок, скажу я вам,
Ради честных песен, и улыбок, что у рта по углам».

На мой взгляд, одно из самых трепетных Сашиных стихотворений — про родителей. Вот строчки из него:

«Что значит материнское сердце?
Оно вас всех поголубит».
Саша мечтал по возвращении восстановить пострадавший от пожара родительский дом и жить там со своей семьей. Родная деревня, родители для него были святы:
«Там ветер немножечко теплее,
Там и ручей бежит быстрее».

Лариса Александровна, мать Саши, вырастила троих сыновей. Поэт Валерий Тургай в беседе с родственниками вспомнил, как она однажды сказала: «Один сын для себя, другой — для отца, а третий — для Родины».

Последняя экспедиция

 

У родных, каждого товарища и знакомого Саши была с ним своя последняя встреча, свои воспоминания о нем. В сообщении, посвященном погибшему коллеге, на своем сайте коллектив Чувашского национального музея написал: «Для нас Саша Волков ушел в свою последнюю экспедицию».

И мы верим, что Саша однажды вернется.

Опубликовано: 21:26 19 Февраль 2024 г.


Читайте также:

8 Responses

  1. На таких людях мир держится… Бескорыстных, честных, живущих во благо людям и Родины.
    Вечная память тебе, Саша…

  2. Светлая память Герою! Человечище!!! Он с нами..

  3. Саша Волков всегда останется в нашей памяти как светлый, мужественный и честный человек!

  4. Спасибо большое за статью, очень душевно! Такие люди, как Саша навсегда остаются в памяти! Светлая Память!

  5. Сильная статья о сильном человеке. В наше время на многие вещи начинаешь смотреть по другому. Вечный покой войну Александру ….

  6. Вечная память, светлым и прекрасным был человеком, большие надежды подавал, очень жаль, что так рано нас покинул. Замечательным ученым мог стать. Слава России, что она имеет таких светлых людей.

  7. Человек жив до тех пор, пока о нём помнят. Саша навсегда останется в наших сердцах.

  8. Спасибо за статью. Саша — настоящий герой. Это люди, на которых можно положиться. Они с риском для жизни будут защищать беззащитных женщин и детей. Они скромны и трудолюбивы, смелы и отважны, они просто любят свою страну и свою семью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.