Феерия кукольных фестивалей «Карусель сказок» и «Одинаковыми быть нам не обязательно» в этом году влилась в большую красочную реку празднования Дня Республики. Однако и в этой пестроте привлекла к себе особое внимание.
Во-первых – необычной тематикой. IV Международный фестиваль театров кукол «Карусель сказок» был посвящен довольно редкому в наши дни формату площадного, уличного театра. И здесь чем только гости не удивляли горожан и строгое компетентное жюри!
В спектакле Владимирского областного театра кукол «Рассказать вам сказку» сплелись лубок, наивное искусство, театр скоморохов. Под звучание настоящих живых народных инструментов (дудка, ложки, балалайка) уникальная придумка создателей этого спектакля – тростевые куклы, превратившиеся в головные уборы, общались друг с другом и со зрителями, заставляя больших и маленьких смеяться. «Петрушка-ураган из города Курган» театра кукол «Гулливер» впечатлил замечательной росписью уличного вертепа, на которой нашлось место для видов Кургана, и колоритными образами традиционных героев – Петрушки, его пассии Аграфены Ивановны, Цыгана. И, несмотря на архаику формы, как и подобает петрушечному театру, шутки гостей были злободневны и актуальны. Но самым эффектным, с точки зрения зрителей, оказался невероятно красочный спектакль на воде Костромского областного театра кукол «Иван да Марья». «Боги» приплыли на расписных весельных ладьях и в клубах яркого дыма сошли на берег для борьбы и мира. Жанр современного фентези по фольклорным мотивам сочетал эффектную музыку, лазерные и пиротехнические эффекты, современную хореографию и парадоксальную пластику актеров.
Подводя итоги большого праздника кукольных театров, председатель «Союза женщин Чувашии» Наталья Николаева подчеркнула: «Республика стоит у истоков формирования этих фестивалей, и мы понимаем, что, если традиция долго живет — это действительно важно. Фестиваль задает очень хороший темп театральной жизни и становится настоящей дискуссионной площадкой. Возможностей для того, чтобы развиваться, находить новые формы подачи спектаклей, много, и я уверена, что именно благодаря поддержке и вовлеченности зрителей все эти эксперименты возможны и уместны».
Интерактив, импровизация, мгновенная реакция на эмоции зрителя – уличный спектакль – это серьезный вызов профессиональному мастерству кукольников.
«Мы увидели спектакли совершенно разных форматов – комментирует театральный менеджер, критик Армине Оганесян. — Это говорит о том, что современный театр кукол находится в поиске новых форм, новых тем. Актеры и руководители театров видят: меняется зритель, темпы жизни настолько ускорились – не успел оглянуться, в зале другой зритель, говорящий на другом языке, воспринимающий все иначе. И это подталкивает театр идти в ногу со временем и говорить с детьми о важных вещах, чтобы им захотелось прийти и прочесть книгу. Это очень сложно, но кукла дает возможностей даже больше, чем драматический театр».
Программа VIII Международного особенного фестиваля для особых зрителей, проходившего параллельно, была невероятно разнообразной и насыщенной. Не устаешь восхищаться талантом и увлеченностью «Теплых артистов», инклюзивного театра из Волгограда, который не первый год уже приезжает в Чебоксары. На этот раз они интерпретировали литературную классику. Спектакль «Про… Чехова» стал для зрителей своеобразной прогулкой в мультимедийный музей, посвященный писателю, где в образе движущихся картин они ухватили самое главное из ключевых его произведений: хрестоматийное ружье, которое непременно должно выстрелить, полет чайки, уходящее в прошлое цветение вишневого сада, цирковые трюки Каштанки… Ну а постановка «Ой, Женя Онегин» показала, что Пушкин у каждого времени свой, и возвращаться к нему можно бесконечно.
Юрий Сучков, художник по куклам, г. Санкт-Петербург:
«Куклы обладают колоссальными возможностями, которые не раскрыты – они гораздо глубже и сложнее зачастую, чем в драматическом театре. Куклы ранимы, чувственны и очень многое могут рассказать. Это очень сложный, абсолютно гениальный и очень древний язык»
Кстати, творческая студия, где на сцене работают особенные дети, есть и в Чебоксарах. «ОСОБЫЕ-РАЗНЫЕ-РАВНЫЕ» под руководством заслуженной артистки Чувашии Алины Каликовой на базе Института культуры показали премьеру сказки «Мухоморша» (это уже пятый спектакль студии). Там же, в ЧГИКИ, работала дискуссионная площадка курсов повышения квалификации «Технология постановки инклюзивного спектакля» — обсуждали вопросы адаптации и поддержки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Надо сказать, что кукольники постоянно ищут и находят для этого новые пути и способы. К ребятам, которые не могут сами прийти в театр, куклы приезжают в гости. На этот раз в «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ» чувашский театр показал сказку «Белая кошка», а воспитанники Кугесьского дома-интерната увидели постановку Брестского театра кукол «Умная собачка Соня» по сказке Андрея Усачева.
Во Владимире для особого зрителя адаптировали беби-спектакль «Сны о реке» — трогать, слушать, двигаться вместе с куклами и артистами интересно ведь не только малышам. Башкирский государственный театр кукол привез постановку «Шесть чувств», которая тоже подходит для разных зрителей. В ней нет ни одной куклы, зато есть звуки, запахи и тактильные ощущения. В полумраке зрительного зала можно вместе с главным героем пройтись под дождем, услышать, как пахнут цветы, ощутить прикосновения загадочных существ. Мы упоминаем спектакль здесь, хотя он участвовал в «Карусели сказок» и был признан лучшим.
Для слабовидящих есть спектакли с тифлокомментированием («Муха-Цокотуха», Чувашский театр кукол), а для слабослышащих – с сурдопереводом («Колыбельная для мышонка» Набережночелнинского кукольного и «Приключения Эконешки» Мобильного театра сказок из Москвы). Но ребятам ведь важно не только иметь возможность воспринять постановку, но соотнести себя с ее героями. В этом смысле очень глубоким и трогательным оказалось путешествие с закрытыми глазами «Лис, который потерял цвет» Кировского театра кукол, где потеря оборачивается обретением, и из тьмы и отчаянья рождается подлинное понимание и осознание себя в нашем сложно устроенном мире. Он, кстати, получил высшую награду фестиваля «Одинаковыми быть нам не обязательно».
Не все участники фестиваля смогли приехать в Чебоксары – показы работ театров из Донецка, Белгорода, Москвы, Бийска и Ташкента прошли онлайн, жюри смотрело их в театре, а широки зрительский круг – на странице театра ВКонтакте.
Цифры и факты
В двух фестивалях приняли участие 15 театров из Москвы, Владимирской, Курганской, Белгородской, Волгоградской и Кировской областей, Татарстана, Башкортостана, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Алтайского края, ДНР, Республики Беларусь и Узбекистана.
И в завершение хочется сказать еще об одной постановке, которая, на самом деле, предваряла открытие фестивалей – собравшиеся заранее гости увидели ее 24 июня. «Король Лир», поставленный Чувашским театром кукол в рамках реализации федерального проекта «Культура малой Родины» продолжает движение театра навстречу взрослому зрителю. Сложная проблематика, шекспировский конфликт, художественное решение, требующее от зрителя включенности и большой внутренней работы – то, чего все мы давно ждали.
Художник по куклам Юрий Сучков рассказывает о концепции спектакля: «Это история старика, у которого остался чемодан с игрушками дочерей. И этими игрушками безумный шут разыгрывает ему историю его жизни, возвращая ему память. То есть перед нами не театральные куклы, а мусор, рухлядь, вещи этих девочек, чистых, невинных, беззащитных, которые когда-то были чудесны, добры, веселы, а потом стали предателями своего отца». Нуарная эстетика, полумрак малой сцены, включение приемов теневого театра, кукольной игры и актеров живого плана, воздействие запахов и звуков, сильно обостряющее восприятие… Этот спектакль – по-настоящему сложное и богатое, не иллюстративное полотно со своим особенным языком и многоплановой образностью. Не удивительно, что Гран-при «Карусели сказок» получил именно он. И здорово, что в следующем театральном сезоне чебоксарские зрители смогут снова его увидеть.