Сергиев Посад: за душевными силами и вдохновением

«Советская Чувашия» побывала в пресс-туре по Подмосковью

Окончание. Начало в № 16

День второй. С небес под землю

Колокольня лавры — самая высокая в России (88 м). Ей, кстати, совсем ненамного уступает колькольня Свято-Троицкого монастыря в Алатыре. Ее высота — 81,6 м.

Новый день пресс-тура начался для журналистов в небе — на колокольне Свято-Троицкой Сергиевой лавры, самой высокой постройке обители и самой высокой монолитной колокольне в России. Ее высота — 88 метров. Взобравшись по узкой винтовой лестнице на высоту 50 метров, мы увидели Сергиев Посад как на ладони. На колокольню служители разрешают подняться, но ограниченной группой и только несколько раз в день.
Пока мы добирались, экскурсоводы успели рассказать о трагических временах в истории России, когда церковные колокола безжалостно сбрасывались на землю и переплавлялись, причем не только здесь — по всей стране. Подобной участи подвергся и 64-тонный Царь-колокол, высившийся на звоннице. Но в 2003 году для лавры был отлит новый Царь-колокол весом 72 тонны. Из любопытства кто-то из журналистов даже умудрился ударить в него, за что тут же был пристыжен и гидом, и всей журналистской братией.
Еще одним пунктом стало посещение царских чертогов при лавре. Сейчас там располагаются церковный археологический кабинет (музей религиозного искусства) и духовная академия. Абитуриентов зачисляют туда по результатам ЕГЭ, при этом студенты лавры параллельно могут учиться в любом другом светском вузе.
Помимо многочисленных храмов и монастырей сергиево-посадская земля богата всевозможными выставочными залами. Конечно, мы не могли в них не побывать. И тут — только успевай за экскурсоводом. Музей игрушки, музей матрешки, краеведческий музей, музей русской деревни, историко-художественный музей… Мы не успевали раздеваться в гардеробе и надевать бахилы — время поджимало, а экскурсоводы все вели и вели по новым залам. Последний, кстати, поразил обилием драгоценных металлов и камней на квадратный метр площади. Блюда из чистого золота, всевозможные подношения от русских правителей Троице-Сергиеву монастырю, украшенные сапфирами, рубинами и изумрудами, — и все это лишь за стеклом, а не за семью печатями.

Набор из золота и драгоценных камней — дар от Бориса Годунова.

Начавшись в поднебесье, завершился день… под землей. Отъехав от Сергиева Посада всего на несколько километров, мы оказались в Гефсиманском Черниговском ските, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Основанное в 1844 году, это уединенное место объединяло монахов, решивших полностью отдать себя вере. Под монастырем, на глубине 6 метров, они даже вырыли сеть подземных келий, больше похожих на лабиринт, чтобы окончательно отрешиться от суетного мира. Некоторые из келий были настолько крохотными, что в них мог поместиться только один человек. Как пояснил наш проводник — чтобы обогреть помещение одним только дыханием.

Не все журналисты смогли пройтись по подземному храму, особенно по той части, где не было света. Кто-то, почувствовав страх и недомогание, предпочел дождаться коллег. «Подземные храмы и кельи — удивительное по энергетике место. Только оказавшись там, осознаешь, почему люди стремились к уединению и пустынножительству», — призналась чуть позже спецкор газеты «Рязанские ведомости» Людмила Иванова.

Казалось бы, матрешка на Руси существовала всегда. Однако это не так. Игрушке немногим больше века, рассказывают в Музее русской матрешки.

Однако уже вскоре, на поверхности, участников пресс-тура охватили вполне мирские заботы. Достав из сумок булки и плюшки, которыми щедро снабжали в сергиево-посадских трапезных, журналисты принялись кормить жирных наглых уток, в изобилии обитавших в незамерзающем прудике у стен скита, и маскировавшихся под них ворон и голубей.

День третий. Отец Александр

После светлого, матрешечно-пряничного Сергиева Посада местечко Семхоз в пригороде вызвало уже совсем другие чувства. Более 27 лет назад, 9 сентября 1990 года, здесь, по дороге на станцию, был зверски убит проповедник, священник Александр Мень. На месте его мученической смерти, в лесочке, совсем рядом с его домом, воздвигли небольшой деревянный знак с иконой Спасителя и неугасимой лампадой. А чуть позже — часовню и храм, которые стали частью большого культурно-просветительского центра «Дубрава» имени протоиерея. Убийца до сих пор не найден… Да и искали ли его?..

Исполнительный директор АРС-Пресс Софья Дубинская и настоятель храма в Семхозе отец Виктор Григоренко в рабочем кабинете Александра Меня.

 

О неординарной, неоднозначной личности отца Александра Меня и, безусловно, смелом человеке своего времени журналистам поведал племянник проповедника, настоятель Сергиевского храма в Семхозе отец Виктор Григоренко. Некогда живописец, выпускник Абрамцевского художественно-промышленного училища, отец Виктор признался, что сан священника он решил принять именно после трагической смерти Александра Меня.
К «доброму пастырю», коим его называли, и поныне приходят люди. Та еловая аллея, по которой ежедневно священнослужитель добирался до электрички, получила название «Тропа отца Александра». Считается, по ней стоит пройти людям перед принятием важных решений.
Открыт для посетителей и рабочий кабинет отца Александра в скромном деревянном доме, где он жил. Небольшая комнатка сверху донизу забита книжными полками — отец Александр обладал энциклопедическими познаниями. За почти 30 лет в ней ничего не изменилось, лишь прибавилось книг самого проповедника, изданных уже после его кончины. На родине, в СССР, ни одна книга при его жизни так и не увидела свет…
Дом не пустует и сейчас. В нем проживает вдова Меня. Останавливается здесь во время приездов в Семхоз и сын проповедника Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России. В этом доме у него есть своя комната. А все коммунальные расходы Сергиевского храма он ежемесячно закрывает сам, на личные средства.
Покидали Семхоз мы по большей части в молчании. Кто-то купил книги Александра Меня, чтобы побольше узнать о нем, кто-то решил почитать о проповеднике в Интернете. «Впечатление осталось гнетущее и одновременно очень торжественное. Как будто ты впервые в жизни вошел в храм и понял что-то такое, чего раньше просто не мог постичь», — поделился впечатлениями Алексей Герасимов, заместитель главного редактора газеты «Час пик в Верхней Пышме» Свердловской области.
…Даже когда я вернулась из Сергиева Посада, этот старинный русский городок еще долго не отпускал. Три дня, проведенные там, стали временем духовного роста, сильных эмоций и настоящего открытия России. «За эти несколько дней мы не узнали, а лишь еще больше захотели знакомиться, изучать и постигать нашу огромную, неповторимую страну», — говорили перед отъездом журналисты.

Фото автора

Домик Александра Меня и специально сохраненная часть прежнего забора, до которого проповедник добрел, уже смертельно раненный.

Опубликовано: 20 февраля 2018 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.