СЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ СЕГОДНЯ ОДИН ИЗ САМЫХ БОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
На круглом столе, который состоялся в редакции «Советской Чувашии», обсуждалось дальнейшее развитие здравоохранения в республике и повышение качества медицинской помощи. В нем приняли участие министр здравоохранения Владимир Викторов, его заместители Алексей Кизилов и Светлана Ананьева, ветераны отрасли, эксперты ОНФ, журналисты ведущих СМИ Чувашии.
Вопросов было много, причем острых, журналисты требовали от чиновников раскрытия информации, полагая, что с преобразованиями в отрасли не все так просто. Чего стоит только объединение таких больниц, как Шумерлинская и Порецкая. Два совершенно разных района, отдаленных друг от друга полусотней километров. Как можно объединить больницы? Но тут выясняется, что недостаток информации может сыграть злую шутку с противниками объединения. Из объяснений министра здравоохранения Владимира Викторова вырисовывается весьма непростая картина отсутствия специалистов в районных, да и в городских поликлиниках.
Начнем с того, что район, в котором когда-то жили 32 тысячи человек, сейчас насчитывает только 12 тысяч. А штат ЦРБ рассчитан на прежнюю цифру. Часть специалистов недогружена, а значит, теряет в деньгах, некоторых специалистов просто нет — согласно существующим нормативам.
КСТАТИ
Существует Приказ федерального министерства, по которому рассчитываются нормативы: сколько пациентов должно быть в лечебном учреждении, чтобы в нем работал врач той или иной специальности. По этим нормативам для того, чтобы в больнице была ставка врача-уролога, к ней должно быть прикреплено 20 тысяч человек, то же самое касается невролога, кардиолога, эндокринолога. Ставка гастроэнтеролога полагается на 50 тысяч взрослого населения. Если народу не набирается, значит, надо искать врача, который будет работать на полставки или даже на треть, с соответствующей зарплатой.
В результате такого нормирования жителям Порецкого района приходилось ездить к нужному врачу в ту же Шумерлю или Чебоксары. Пройти обследование — тоже проблема. К тому же записаться на прием к врачу «чужой» больницы, несмотря на страховые полисы, не так просто. Почему — это отдельный разговор.
После объединения больниц все жители района становятся пациентами одного лечебного учреждения. Нужно обследоваться — получаешь направление и на законных основаниях записываешься к доктору, но это если обследование проходит в плановом порядке. Если что-то срочное — «скорая помощь» приедет и увезет в стационар, туда, где есть кардиологи или хирурги, работающие круглосуточно. Терапевтические же проблемы решаются на месте, в Порецком.
За счет того, что население, прикрепленное к Шумерлинской больнице, выросло, можно увеличить количество ставок узких специалистов. Да, ездить неудобно, хотелось бы всех докторов иметь в шаговой доступности, но тут надо вспомнить о том, что, например, хирург, который делает меньше 400 операций в год, теряет квалификацию. А каждому хочется лечиться у высококвалифицированного медика.
Жителям отдаленных деревень трудно добираться не только до Шумерли, но и до Порецкого. Так, из Сиявы в райцентр ходит только один автобус в неделю. Не легче и жителям того же Гарта. Будь транспортное сообщение бесперебойным, вопросов было бы меньше. Правда, представитель Минтранспорта республики сообщил, что жалоб от жителей Порецкого района на недостаточное автобусное сообщение к ним не поступало. Соответственно увеличивать количество рейсов нет необходимости.
Учитывая все это, Владимир Викторов заявил, что в каждой районной больнице будет составлено расписание мобильных бригад, которые станут выезжать к своим пациентам в отдаленные деревни, чтобы проводить диспансеризацию на месте. Да, это потребует дополнительных затрат, но в любом случае они окупятся спасенными жизнями и возвращенным здоровьем.
ВЛАДИМИР ВИКТОРОВ, министр здравоохранения Чувашии:
— Наша цель — доступное, качественное, эффективное оказание медицинской помощи. От объединения медорганизаций жители Чувашской Республики только выиграют. Чаще всего пациенты жалуются на регистратуры поликлиник, невозможность быстро попасть к узким специалистам и пройти обследования. Решить эти проблемы и призвана реорганизация системы здравоохранения — создание объединений, которые консолидируют финансовые, административные, кадровые ресурсы больниц и поликлиник.
Вопросов об объединении детских больниц в одну городскую у журналистов было меньше. Во-первых, потому что все педиатры остаются на своих местах. Ездить через весь город с заболевшим ребенком родителям не придется. Анализы дети по-прежнему будут сдавать в своих поликлиниках, которые просто поменяют название на филиалы, там же будут и прививаться. А вот с узкими специалистами, которых не хватает, решать проблемы станет проще.
Вспомним про нормативы — ставка врача-аллерголога положена в том случае, если число пациентов, которое прикреплено к больнице, не менее 100 тысяч. Детский эндокринолог сможет работать на ставку, если пациентов не менее 50 тысяч. Поэтому в поликлиниках врачей постоянно не хватает. А уж если заболеет или уйдет в отпуск имеющийся доктор, то ситуация становится плачевной. В условиях объединенных лечебных учреждений докторов можно будет ротировать. Не всем врачам это понравится: сегодня работаешь на одном участке в новоюжном районе, завтра на другом — в северо-западном. Так что сложности в первый период наверняка будут.
Самые острые вопросы возникли во время обсуждения объединения Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн и Республиканского эндокринологического диспансера. Экономия от объединения в 10 млн рублей показалась представителям СМИ не очень весомым аргументом, хотя Викторов сообщил, что это стоимость двух аппаратов УЗИ экспертного класса.
Как ни странно, на помощь министру, отвечавшему на неприятные вопросы журналистов, пришла эксперт ОНФ Валентина Теллина. Валентина Андреевна четверть века работала главным врачом многопрофильной больницы, и очень хорошо знает подводные камни, которые встречаются во время лечения пациентов. По ее словам, эндокринологический диспансер работал вполсилы, туда госпитализировались пациенты в состоянии средней тяжести — в диспансере нет реанимации, которая нужна, если у больного случится ухудшение. Нет хирургического отделения, если вдруг возникнет срочная потребность в операции, а у страдающих диабетом такое случается сплошь и рядом. Вот и получается, что ведущее лечебное учреждение работает только на определенную категорию больных, а все тяжелые случаи доставались Республиканской клинической больнице, тому же госпиталю ветеранов, кардиохирургическому диспансеру. По сути, профильные больные лечились не всегда в профильном учреждении.
Валентину Теллину поддержал заместитель главного врача по акушерству и гинекологии ГКБ № 1 Геннадий Драндров. За его плечами огромный опыт работы в родильных домах. Геннадий Леонидович рассказал, как тяжело было работать в отдельно стоящем роддоме, когда не было возможности срочно проконсультировать беременную женщину у кардиолога, ревматолога, эндокринолога. Перед объединением чебоксарского роддома № 3 с ГКБ № 1 переживаний было очень много и у медиков, и у пациентов. А что получилось в итоге? В составе многопрофильной больницы не стало проблем назначить необходимую консультацию у нужного специалиста, операционные и реанимация работают круглосуточно, риск потерять женщину от кровотечения или при осложнившихся родах снизился до минимума. Проблем и сейчас хватает, но это проблемы совсем другого характера.
Работу республиканских эндокринологов в федеральном Минздраве оценивают очень высоко. А после объединения двух больниц они должны выйти на новый уровень. Все пациенты, в том числе и сложные, будут лечиться в одном месте. Подготовленные хирурги уже есть, количество прикрепленных пациентов станет больше, поэтому увеличится количество ставок, а также появится возможность обновить оборудование и аппаратуру, усилить лабораторную базу, без которой невозможно лечить пациентов. Для больных это будет означать двухместные палаты вместо пятиместных, для медиков — просторные кабинеты, о чем уже много говорилось, поэтому повторяться, наверное, нет смысла. Хотя про кабинет диабетической стопы с оборудованной операционной можно сказать еще раз. Есть надежды, что это поможет больным диабетом продлевать хорошее состояние ног и избегать ампутации.
НАША СПРАВКА
Эндокринные нарушения — а это не только сахарный диабет и заболевания щитовидной железы — возникают у все большего числа людей, это связано в том числе с тем, что продолжительность жизни увеличивается. Эндокринными расстройствами страдает каждый десятый житель республики. И потому ставка Минздрава на создание в республике мощного эндокринологического центра весьма своевременна.
Фото Максима Васильева: Несмотря на то, что организаторам здравоохранения Чувашии пришлось отвечать на многочисленные острые вопросы журналистов, все стороны остались довольны.