КОЗЛОВКА ЗАПОВЕДНАЯ И ЭКЗОТИЧЕСКАЯ
Это раньше туризм если цвел, как на «Золотом кольце», значит, цвел, а если считалось, что туристам нечего смотреть, то и спросу на то не было. Сейчас все не так. Туризм теперь – важный механизм оживления экономики и повышения инвестиционной привлекательности каждой территории. Ведь и вправду не бывает такого, чтобы показать было нечего. Главное – придумать маршрут, интересно рассказать, облагородить территорию и «привести в чувство» памятники старины. И это даже в самых что ни на есть малых городах. Вот и стараются там обустроить старое, использовать выгодное местоположение, а то и вовсе придумают совсем нечто экзотическое. Это хорошо видно на примере Козловки.
Главные поставщики туристов в этот город на берегу Волги – теплоходы. Хотя нынче их меньше причалило к уютной пристани, 21 против 45 прошлогодних, но и сезон еще не окончен. Как и в другом нашем городке на Волге, Мариинском Посаде, гостей встречают здесь песнями да хлебом-солью, это путешественникам очень импонирует. В Марпосаде еще и сама «императрица» Мария Александровна к людям выходит, обеспечивая восторг. А в Козловке берут если не царским названием, так практическими удобствами.
У города для такого оазиса провинциального покоя и уюта уже есть многое. Впечатление чистоты, ухоженности, старинные строения, недорогие кафе.
Конечно, волжские красоты, удачное местоположение на стыке трех регионов. А еще история, яркие личности, жившие и бывавшие здесь. Одна из двух гор, между которыми лежит городок, названа в честь Пушкина. Есть легенда, что поэт стоял здесь, обозревая окрестности, когда собирал материалы для книги о Пугачеве. За другой горой располагалось имение великого математика Лобачевского, который считал эти места еще и целебными для души и тела.
Марина СОЛДАТИХИНА, директор историко-краеведческого Дома-музея Н.И. Лобачевского:
– Козловка проходит в маршрутах теплоходов как «зеленая стоянка». У нас прямо у пристани оборудованный пляж, да и на набережной много интересного.
Прогулка по ней становится и обзорной экскурсией, и фотосессией. А желающих сразу ведут в музей Николая Лобачевского. В общем-то, и связи с директорами круизов здесь держат музейщики. Если нам звонят и говорят, что теплоход заходит, мы сразу готовы встречать гостей хоть в шесть утра, хоть в девять вечера. А теперь есть и туристы, которые после первого знакомства с городом с теплохода приезжают сюда уже специально. То есть записывают Козловку в любимые места отдыха.
В Козловке очень достойно обустроили Аллею героев воинской и трудовой славы. Здесь даже расположился настоящий музей под открытым небом – представители разных поколений, особенно старшего и совсем младшего, буквально застывают перед боевым самолетом, танком, самоходкой.
Главный центр притяжения, конечно, Дом-музей Н.И. Лобачевского. Большая часть любознательных туристов целенаправленно приезжает в этот единственный в мире дом-музей создателя неевклидовой геометрии. И из московских математических лицеев, где изучается его геометрия пространства, и из Нижнего Новгорода, где он родился и где его имя носит университет, и из Казани, где он был ректором университета. Когда-то ученый арендовал участок в деревне Слободка (сейчас это одна из улиц города), построил дом и пекарню, занимался сельхозопытами. Эти места его завораживали. После его смерти дом был сначала гостиницей, его перевезли в Карачево, служил больницей и страдал от пожара. А потом было решено сделать из него музей. И дом привезли обратно, но уже на центральную улицу Козловки. Сейчас музею 22 года, и это бренд. То есть мы говорим Козловка – подразумеваем Дом-музей Лобачевского.
Хотя есть недалеко от города, всего в пяти километрах, настоящее природное чудо, которое у знатоков ландшафтов тоже сразу же ассоциируется с Козловским районом. Это одна из самых высоких точек над уровнем Волги в республике под названием «Птичий полет». С высокого берега открывается захватывающая дух панорама. А внизу расстилаются старое русло Волги и устье реки Аниш, образующие сразу несколько островов, заливные луга. Вернее, реки получается сразу две – с правого берега Аниш, а с левого – Илеть. И марийские леса как на ладони. Сюда тоже возят туристов, и они не верят своим глазам, глядя на настоящие волжские «фьорды» и холмистые кружева. Местные жители отмечают тут и свадьбы, и призыв в армию, и последние звонки. Эти пиры-гулянья, конечно, оставляют после себя много мусора, и в Козловке давно думали, как же все обустроить, чтобы «Птичий полет» тоже превратился в бренд и чтобы кто-то присматривал за этим волшебным местом.
Для пейзажа такой красоты было бы здорово добиться статуса природного памятника, своего рода заповедника. Но в районе пошли более простым путем, отдав часть «Птичьего полета» (или мыса Любви, как его еще называют) в аренду предпринимателю, вознамерившемуся построить здесь турбазу. Да не какую-нибудь, а с настоящими монгольскими юртами.
Никаких исторических или эстетических оснований для такого решения нет. Кроме того, что один из учредителей созданного под эту базу предприятия «Птичий полет» живет в Монголии. Воздвигаемый здесь городок из юрт довольно резко контрастирует с образом уютного российского уголка со своим колоритом. Однако, по словам местных жителей, это рабочие места и отчисления в бюджет. Здесь красуются пять летних юрт, в которых можно заночевать, азиатские веранды и детская площадка из пластика, проведено электричество и построен туалет. Заложен фундамент для зимних строений и начаты работы по строительству лестницы к Волге, запланированы кафе и игровые площадки. Планы у владельцев базы грандиозные, вплоть до появления здесь горнолыжного курорта с подъемниками.
Однако, как удалось выяснить, «мониторить» склон на предмет годности его для лыжного спорта здесь собираются лишь после возведения всей базы. То есть кроме отсутствия вышеназванных оснований для строительства нет и архитектурного обоснования на предмет годности этих склонов для горных лыж. Завсектором земельных и имущественных отношений райадминистрации Валерий Павлов объяснил, что земля отдана в аренду на пять лет. Победители конкурса предложили больше других. За три года должны освоить проект, по которому в городе прошли публичные слушания. При этом, как в любой рекреационной зоне, владельцы турбазы могут строить на этих землях, но не имеют права их купить.
То есть территория остается муниципальной. Однако если вы приедете полюбоваться красотой уникального ландшафта, то увидите забор и услышите про «частную собственность».
В республике это не единственное и далеко не основное «туристическое» строительство. Привлечет ли оно туристов, пока непонятно. Но понятно другое. Конечно, гораздо труднее добиться статуса заповедника или реконструировать памятники старины, например. Новоделы и «экзотика» – проще. Но первое показывает, что здесь живут люди, уважающие свою землю. А это качество безоговорочно привлекает других людей. Туристические потоки в том числе.
СПРАВКА «СЧ»
Основана Козловка в 1671 году. А уже в 19 веке здесь шла бойкая торговля – деревня была в то время промышленная, было много богатых купцов. Стояло семь пристаней, каждая имела свое предназначение – хлебная, яичная, лесная… Дубовую древесину отсюда отправляли в Санкт-Петербург для строительства флота Петра 1. На берегу сохранился Дом купца Волчкова – мецената, знакомого с Нобелем. Это и по сей день самое красивое городское «здание с куполом», которое видно отовсюду.
Какие еще юрты? С ума что ли сошли!
По поводу новоделов можно поспорить. В Йошкар-ОЛе всю набережную застроили немыслимыми копиями, никакого отношения к этому городу не имеющими. И туристы едут. Хотя юрты на мысе любви мне тоже не нравятся.
Я хорошо представляю юрту на берегу Байкала, но на берегу Волги… Хотя Русь 300 лет была под монгольским игом
Проектирование территории была предложена представителем заказчика мне. Не могла сдержать гнев я отказалась от заказа, назвав затею преступлением. Кто-то оказался боле сговорчивым
Слово,и строение, юрта не чувашское и не русское.И смотреться не будет.Вигвам,яранга ,шалаш и ещё что нибудь могут показать мировое первобытное жильё.А так…..