Новочебоксарская ТЭЦ-3 справляет полувековой юбилей

ПОДАРОК ГОРОДУ К НОВОМУ ГОДУ

«Турбоагрегат под нагрузкой. Блок вступил в строй в последнем году семилетки!» – с таким громким заголовком на первой странице в конце 1965 года вышел номер газеты «Советская Чувашия», подготовленный выездной редакцией на строительстве Новочебоксарской ТЭЦ-3. И каждый год 31 декабря для дружного коллектива станции это не только канун Нового года, но и день рождения родного предприятия. Не случайно ТЭЦ-3 называют «новогодней станцией» – именно 31 декабря 1965 года здесь были запущены первые паровые котел и турбина. Нынче станция – практически единственный источник теплоснабжения в Новочебоксарске – справляет полувековой юбилей.

КАК ЭТО БЫЛО

Станция предназначалась для обеспечения электрической и тепловой энергией строящегося химического комбината и жилых районов нового города. Ее строительство было начато в 1961 году. Как вспоминают ветераны, принимавшие непосредственное участие в пуске первых котла и турбины, специалисты ехали со всех концов страны. Правда, поначалу строительство шло вяло, и лишь с передачей объекта тресту «Центрэнергострой» Минэнерго СССР благодаря ударному труду строителей и монтажников первые киловатты были выработаны в срок. Турбину № 1 запустили ночью, и многие, говорят, домой не пошли, Новый год встретили прямо на станции.
Со сдачей в эксплуатацию первого турбогенератора мощность энергетики Чувашии выросла на 60 тыс. кВт. С тех пор станция постоянно наращивала свою мощность. Появлялись новые водогрейные и паровые котлы, турбины, агрегаты, градирни, внедрялись новые технологии, модернизировались устройства – все для того, чтобы бесперебойно обеспечивать Новочебоксарск теплом и электроэнергией. В 1985 году котлоагрегаты станции с мазута начали переводить на сжигание природного газа.
И еще: благодаря энергетикам уже много лет жители большинства российских городов завидуют новочебоксарцам – их не оставляют летом на целый месяц без горячей воды! И когда многие кипятят воду в кастрюле, чтобы помыться, жители города химиков просто поворачивают кран… Стало это возможным потому, что энергетики ТЭЦ-3 ремонтируют систему теплоснабжения без отключения горячей воды.

МОДНИЦЫ В СПЕЦОВКЕ

«Вокруг – чистое поле, грязи по колено, – рисует картину полувековой давности 84-летний Юрий Куликов, который работал еще на заволжской станции, оттуда перешел на ТЭЦ-3. – Молодые же – нас разве этим испугаешь? Первым директором станции был Юрий Васильевич Бурмистров – умело рулил, руководитель строгий и справедливый…»
Участники запуска первого парового котла и турбины.С тем, что молодежь трудностей не боялась, согласна и Римма Буторова, которая начала работать на станции в апреле 1965 года: «Всего-то два дома стояло. В одной квартире жили по нескольку семей. Дома кое-как отапливались от временной котельной, похожей на паровоз, от которой, кажется, дыма было больше, чем тепла. Но, ничего, не унывали».
Уроженка Ядринского района, ранее она работала на Урале на строительстве ГРЭС. «Голодно было там – за время работы белого хлеба не видела. А здесь, увидев в магазине румяные булочки, показалось, что в рай попала!» Вернувшись на родину, пришла на ТЭЦ. Сначала их, группу молодежи, отправили в Белоруссию – несколько месяцев стажировались там на такой же станции. На ТЭЦ-3 начала с должности старшей аппаратчицы, с годами возглавила смену химцеха. А общий трудовой стаж на станции составляет 33 года. С улыбкой вспоминает, как в первые годы спецодежда быстро превращалась в лохмотья: «В химцехе же постоянно с щелочами приходилось работать!»
Кстати, есть и «сугубо женская» тема, связанная с обмундированием. Оказывается, женщин на станции за ударный труд поощряли пошивом спецодежды в ателье по индивидуальному заказу. Деньги на это дело выделяло предприятие – энергетики-вумен щеголяли в «модных» спе-цовках из шерсти с лавсаном. Женщины даже на такое производство приходили в прическах. «Не потому, что хотели перед мужской частью станции покрасоваться, – говорит Римма Владимировна, – просто на ТЭЦ была строгая дисциплина, к работе все относились добросовестно, чувствовали, что выполняем очень ответственную работу, что заставляло быть собранной, и это касалось всего – от выполнения должностных обязанностей до той же прически».
С сожалением она отмечает, что многих, с кем начинала, сегодня уже нет рядом: «Недавно рассматривала старую фотографию, сделанную как раз при запуске первой турбины. Из большой группы, запечатленной на ней, оказалось, остались только я и Геннадий Гаврилов…»

НА НУЛЕ…

С Геннадием Урвановичем, пришедшим на станцию в октябре 1965 года и отдавшим ТЭЦ четыре десятка лет своей жизни, нам тоже удалось побеседовать. Много лет проработал начальником смены станции – ему тоже есть что вспомнить. Хорошо помнит, из Чебоксар в Новочебоксарск ездил единственный автобус – «стоимость поездки составляла 35 копеек». Нелегко было, но все равно, говорит, «был бы также 25-летним парнем – снова пошел бы в большую энергетику, где чувствуешь, что ты выполняешь большую и полезную работу». Не случайно уроженец Цивильского района стал главой династии энергетиков: дочь работает на ТЭЦ-3, зять – тоже энергетик. И внук пошел по их стопам – учится на энергетика.
А еще Геннадий Гаврилов помнит, как станция «села на ноль». Энергетики не дадут соврать: самое страшное – тишина на станции, когда полностью стоит оборудование. Она, говорят, «режет слух». И случилось это на ТЭЦ-3 в 1970-е годы, как раз в его смену. Был сильный ливень – за час выпала полуторамесячная норма осадков! И в деревне чуть выше теплоэлектроцентрали прорвало пруд, вся вода оказалась на станции, которая расположена в низине. Оборудование скрылось под водой, поднявшейся на три метра. Но энергетики не растерялись, приняли соответствующие меры по спасению оборудования, откачали воду, и спустя некоторое время цеха снова наполнил гул работающих машин.

ХОРОШАЯ ТУРБИНА ЛИДА

В марте прошлого года на Новочебоксарской ТЭЦ-3 состоялся пуск новой турбины мощностью 80 МВт. Она, более мощная и современная, подхватила нагрузки как раз первой турбины, за время эксплуатации с 1965 года отработавшей более 342 тыс. часов и выработавшей более 15 млрд. кВт*ч электроэнергии.
Объем инвестиций, направленных компанией на реализацию данного проекта, составил около 1,5 млрд. рублей. Общая мощность станции с пуском новой турбины достигла 370 МВт.
Кстати, работники новую турбину называют ласково Лидой. Так ее, оказывается, назвал электромонтажник из Нижнего Новгорода, который проводил на станции монтаж оборудования. Видимо, так соскучился по своей возлюбленной, что решил увековечить ее в металле, – уезжая, маркером написал на турбине имя девушки. Стирать надпись не стали. «Он с именем этим ложится и с именем этим встает. Хорошая девушка Лида…» Теперь она в Новочебоксарске живет. А вы говорите – физики… Лирика энергетикам тоже не чужда.
И музыка – тоже. Рассказывают, на ТЭЦ в свое время был настоящий ансамбль! Профком закупил инструменты, и после смены увлеченные люди шли не домой, а на репетиции. Когда их ВИА выступал на городском концерте в «Роще», всех одолевала гордость за своих музыкантов.
А нынче каждую пятницу коллектив станции с утра на работу идет под музыку. Это Виктор Бомонин, специалист по телекоммуникациям специально приходит раньше всех и ровно в 6.45 включает музыку – чтобы коллег настроить на нужный лад.
…Летом на ТЭЦ-3 особенно красиво. За деревьями и кустами, посаженными и выращенными не одним поколением энергетиков, бережно ухаживают. А этой весной перед административным зданием предприятия посадили три кедра. Теперь шутят: лет через сто орешки кедровые будут в реализации. С юмором в среде энергетиков тоже все в порядке.

Опубликовано: 25 декабря 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.