[nggallery id=186]
Высокий забор частного особняка буквально подпирает территорию летнего лагеря для детей, расположенного по соседству. Еще недавно просторы заволжского леса вокруг «Паруса» были для всех. Теперь все, даже пляж и пристань, огорожено для одного неведомого счастливца. Но даже в «осадном» положении в «Парусе» продолжают вести всероссийский проект «Неприкосновенный запас – дети Отчизны».
О том, что жить и учиться любить Родину, ребятам по воле новых хозяев жизни приходится буквально на пятачке от забора до волжского обрыва, забываешь быстро. В конце концов, «Школа выживания» (так называется курс, который проходит под эгидой проекта «Неприкосновенный запас…») тоже должна уметь выживать в любых ситуациях. Пройти этот тест на выносливость не первый год рвутся мальчишки и девчонки – слушатели полицейской академии.
– Академия занимает почти все свободное время после школы, – признается Роман Чернов, один из шестнадцатилетних командиров курса. – Занимаемся разными видами права, стрельбой, строевой подготовкой, бальными танцами, изучаем оружие, участвуем в «Зарницах».
В «Школе выживания» задачи перед школьниками тоже ставятся серьезные – пятикилометровые пробежки, туристические испытания, стрельба по мишеням и даже «освобождение заложников». Скидок на принадлежность к слабому полу не делают. Но стоит зайти в один из домиков, где обитают девчонки, на столе – и флакончик духов, и букет полевых цветов, и даже большой розовый чупа-чупс. А по «плацу» – спортивной площадке разносится звонкий девичий голосок: «Равняйсь! Смирно! Отставить!» Это Таня Щенникова, невысокая, с русой косой, тренирует новичков, готовя их к параду с участием генерал-майора Виктора Сивцова, начальника УФСКН РФ по Чувашии. С салагами не особенно церемонится, как будто говоря: я вас научу Родину любить. За плечами Тани своя личная высота: раз за разом она проходила «Школу выживания».
И еще раз: «Равняйсь! Смирно! Равнение на знамя!» Больше всех старается невысокий хрупкий Сашка в первом ряду. Мало кто из его товарищей знает, что он почти всю жизнь был прикован к постели из-за болезни и всего два года, как встал на ноги. Настоящая жизнь для него только начинается. И «Школа выживания» для Сашки – тоже борьба с собой, без жалости к себе, с хорошим азартом.
Поздравляя ребят с участием в проекте, генерал-майор Сивцов говорит простые будничные слова о здоровом образе жизни, об ответственности за свои поступки. Гораздо больше читается по лицу генерал-майора – сколько удовольствия он испытывает, глядя на молодое поколение.
В республике не так уж и мало организаций, которые занимаются патриотическим воспитанием, только юнармейских – 370 и 31 военно-патриотический клуб. В играх «Зарница» и «Орленок» принимают участие около 5 тысяч школьников. И что интересно, с этого года правила в юнармейских играх стали жестче: бег с преодолением полосы препятствий, рукопашный бой, плавание, соревнования радистов. Согласно статистике Минобразования стало больше кадетских классов в самых обычных школах. Как оказалось, это не просто «игры в войнушку». Для мальчишек и девчонок все становится настоящим, когда взрослые относятся к таким играм со всей серьезностью. Вот и в «Школу выживания» ребята рвутся потому, что к ним относятся как к взрослым, со всей требовательностью. И даже то, что готовят сами для себя, всегда вспоминается с особым удовольствием.
– Собака местная начала голодать, – с шутливой озабоченностью говорит в столовой полковник Сергей Чехов. – Дети сметают все подчистую. Готовят сами – и супы, и каши, и жаркое, и с таким же аппетитом едят.
Замначальника управления С. Чехов – главный по лагерю и отвечает за все, начиная с аппетита отдельного восьмиклассника и заканчивая воспитанием силы духа.
Кульминацией воспитательного процесса становится сдача зачета на получение свидетельства и жетона «Юный спецназовец». Звучит почти безобидно, если не видеть, какими ребята приходят к финалу зачета после полосы испытаний – где пробежав, где проползя по грязи, где ныряя в волжскую воду. Усталые, грязные, но преисполненные решимости продолжать бороться дальше – показывать приемы рукопашного боя, отжиматься на пределе сил, потом трясущимися руками стрелять по мишеням. «Неприкосновенный запас – дети Отчизны» не может осуществляться в тепличных условиях.
– Что говорят обо всем этом родители? – переспрашивает одиннадцатиклассник Рома Чернов, один из первых, кто получил жетон спецназовца. Он думает о военной карьере и хоть сейчас готов в армию. – Ничего не говорят, я просто по глазам вижу – гордятся.