ЧЕБОКСАРСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ВЕРНУЛИСЬ С «ВАХТЫ ПАМЯТИ»
Почти две недели, с 24 апреля по 5 мая, на территории Ярцевского района Смоленской области поисковые отряды «Набат» школы
№ 57 и «Атал» гимназии № 5 участвовали в поиске останков погибших в Великой Отечественной войне. Выезд наших поисковиков курировали глава города Чебоксары Леонид Черкесов и глава администрации столицы Чувашии Алексей Ладыков.
Всего в нынешней «Вахте Памяти» участвовали 88 отрядов из 17 регионов России и Республики Беларусь. Результатами общей работы 882 участников стали обнаружение и эксгумация останков 316 погибших воинов, обезвреживание 378 единиц взрыво-опасных предметов, 13 единиц стрелкового оружия и более 2000 патронов. Установлены имена 17 погибших – согласно данным солдатских медальонов. 5 мая состоялось торжественное захоронение останков 308 воинов с соблюдением воинских и христианских традиций на поле Памяти города Ярцево Смоленской области. В «Вахте» приняли участие заместитель председателя Государственной Думы Сергей Неверов, губернатор Смоленской области Алексей Островский, епископ Смоленский и Вяземский Исидор и представители местных властей.
ОРИЕНТИРОВКА НА МЕСТНОСТИ
Лагерь поисковиков располагался в урочище Горбатовщина, где в 1941 году занимали оборону части 91-й стрелковой дивизии. Бои в этой местности были ожесточенными: летом и осенью первого года войны подразделения Красной Армии удерживали немецкие войска и постоянно их контратаковали. Враг активно использовал самолеты, танки и артиллерию. Потери с обеих сторон были значительные.
На протяжении почти двух недель чебоксарские школьники искали останки погибших красноармейцев. Начинали с изучения карты боевых действий, разведки местности и выявления мест пролегания траншей. Все перспективные участки отмечались на GPS-навигаторе, в поиске использовались металлоискатели и щупы, чтобы отличить под землей человеческие кости от железа, камней или корней деревьев.
Первый же день разведки дал положительный результат: на месте бывшей деревни, переставшей существовать в результате боев, были обнаружены останки советского солдата. Неподалеку откопали трехлинейную винтовку Мосина и каску. Воронки от снарядов, стреляные гильзы, осколки бомб и мин указывали на ожесточенный характер сражения. Рядом в траншее поисковики из Томска нашли братское захоронение двенадцати красноармейцев. Почти с двухметровой глубины были подняты останки воинов, их амуниция, обувь, противогазы и ампулы с лекарствами.
«СМЕШАЛИСЬ КОНИ, ЛЮДИ…»
В последующие дни в большом количестве встречались останки погибших лошадей, снаряды и гранаты минувшей войны, предметы снаряжения бойцов. Некоторые находки позволяли реконструировать трагические минуты боя. Например, за советской траншеей были обнаружены обломки немецкого танка, который, видимо, переехал через наши укрепления, стреляя из орудия и пулеметов, но был уничтожен выжившим красноармейцем. Возможно, он бросил гранату или бутылку с зажигательной смесью…
Поражал контраст мысленно воссозданных картин боя и безмятежности природы – весенние цветы и пение птиц. Это оказывало сильное психологическое воздействие на школьников – они задумывались о цене потерь, трагедиях миллионов советских граждан.
Местные жители показали еще одно место, где проходил кровопролитный бой. В поле, где до войны стояли деревенские дома, чебоксарские поисковики нашли останки еще трех красноармейцев. Кости скелетов пришлось собирать по частям – в послевоенное время поле активно вспахивалось. Встречались котелки, гильзы от винтовочных и пулеметных патронов, части амуниции, а также обломки кухонной утвари бывшей деревни. Все останки были бережно собраны и переданы в штаб «Вахты Памяти» для торжественного перезахоронения.
«ГОВОРЯЩИЕ» ВЕЩИ
Главным в работе поисковика считается установление имени погибшего. Это возможно, если рядом с останками находят солдатский медальон, в который он записывал свои личные данные и адрес. Или именные вещи – котелок, ложку, зеркало и другие предметы, на которых имеются указания имени и фамилии или другие отметки.
При нахождении медальона необходимо поместить его в комок земли, закрыть в целлофановый пакет для предотвращения от высыхания и порчи бумаги внутри медальона. Затем его вскрывают в штабе специалисты. Современные методы, в том числе компьютерные технологии, с большой долей вероятности позволяют прочитать написанное более 70 лет назад.
Сложнее обстоит дело с именными вещами, на которых владелец часто ставил просто фамилию или инициалы, чтобы отличить от чужих свой котелок или ложку. Так как однофамильцев может быть много, поисковики проводят дальнейший розыск в архивах: устанавливают номера воинских частей, воевавших в этом районе, и списки безвозвратных потерь, соотносят со своими данными.
КАК МНОГО МОЖНО УЗНАТЬ!
Поразительна судьба одной солдатской ложки – на первый взгляд, она не давала возможности установить владельца. Эта ложка была найдена в 2013 году ярцевскими поисковиками и содержала только следующие сведения: «Н.С.И. 10. 39 г. Финляндия 26.7.41 г. немец». С обратной стороны: «Ваня 1930 г., Люда 1940 г., Женя 1941 г.» Запись на лицевой стороне указывала даты призыва солдата на войну – сначала с финнами, затем с немцами. Оборотная сторона содержала годы рождения детей.
Потратив два года на кропотливую работу в архивах, удалось вернуть имя бойца – Немтинов Сергей Игнатьевич, 1911 года рождения, лейтенант, командир батареи 302-го гаубичного артиллерийского полка. Он был убит 13 августа 1941 года у деревни Заовражье Смоленской области. Удалось разыскать и внуков погибшего солдата, которые проживают в Новосибирской области и Туле. 5 мая 2015 года им торжественно передали личные вещи героя.
Дмитрий ЗАХАРОВ, заместитель начальника управления образования администрации г. Чебоксары