Даже самые обычные вещи могут многое рассказать о времени и былых владельцах. Археолог из Чебоксар Александр Березин бережно хранит фамильную реликвию – фотографию этнографа и историка Н.В. Никольского (1878–1961). В ее удивительной истории причудливо переплелись эпохи и человеческие судьбы.
ФОТОГРАФИЯ, ПОДАРЕННАЯ МОЛОДОЖЕНАМ
На фото изображен юный Николай Никольский в белой сорочке, двубортном пиджаке, с шейным бантом вместо галстука. Наряд и серьезное выражение лица говорят о желании выглядеть взрослым, но непослушная челка, лихо зачесанная на две стороны, выдает возраст с головой. Фото имеет визиточный формат, сделано в салоне «Французская фотография» Франсуа Болтуцкого в Казани по адресу: улица Воскресенская, здание духовной семинарии.
Оно хорошо сохранилось, только лишилось защитного экрана из папиросной бумаги и в некоторых местах покрылось пятнами от времени. На обороте фирменного паспарту черными чернилами крупно подписано: «Дорогому братцу Тарасию Кирилловичу и дорогой сестрице Елизавете Васильевне на добрую память от Николая Никольского. 1900 г. 3 августа». Слова «на добрую память» выделены графически. Видно, что на слове «братцу» рука дарителя дрогнула, отчего буква «ц» получилась корявой. Возможно, он хотел написать «братишке», но в последний момент передумал и исправил букву. Под основной читается первоначальная надпись, сделанная той же рукой слегка выцветшими коричневыми чернилами: «Николай Васильевич Никольский. 23.VI.1899».
Итак, перед нами фотография 21-летнего Никольского, снятая на память об окончании духовной семинарии – самая ранняя в его иконографии. Наверное, он тщательно готовился к визиту в фотосалон: помыл голову, отдал в чистку костюм, накрахмалил ворот сорочки, благо что выпускные экзамены закончились. Выкупив заказ, каллиграфическим почерком подписал портрет, указав для солидности отчество. Конечно, он купил несколько фотоотпечатков для того, чтобы дарить их родственникам, друзьям и знакомым.
Повод не заставил себя долго ждать: 24 июля 1900 г. его сестра Елизавета Васильевна (1881–1966) вышла замуж за учителя Тараса Кирилловича Кириллова, а вскоре молодожёны нанесли Никольскому традиционный родственный визит, получив от него карточку на память. С тех пор она хранилась в их семейном альбоме вместе с другими милыми сердцу фотографиями родных и близких, письмами и др.
ЧУДНОЙ СВЯЩЕННИК С ТАЛАНТОМ ПОЭТА
Кириллов известен как чувашский поэт и переводчик. Он родился в 1880 г. в д. Сесмеры Ядринского уезда. По окончании Казанской учительской семинарии (1899) преподавал в мужском приходском училище г. Ядрина. На скудное учительское жалованье содержать семью было сложно (Кирилловы воспитали четырех детей), поэтому в 1901 г. по совету жены и ее родни Кириллов сдал экзамен и был рукоположен в диаконы к церкви с. Шихазаны Цивильского уезда. В годы работы в Шихазанах обратился к сочинительству.
В 1905 г. он закончил двухлетние миссионерские курсы при Казанской духовной академии и до 1918 г. служил священником в церкви с. Оточево Ядринского уезда, а затем короткое время – в с. Сятракасы того же уезда. По воспоминаниям, Кириллов тяготился духовной службой. Прихожане называли его «чудным попом» за то, что он не досаждал религиозными поучениями и отменил хлебные поборы с крестьян. Известно о конфликтах Кириллова с церковными властями «за неподобающее [сану] и беспокойное поведение».
Никольский принимал живое участие в жизни и творчестве своего зятя. В годы учебы на священника Кириллов с семьей жил в его квартире на улице Малой Проломной (к слову, Никольский преподавал на тех же курсах). Профессионально занимаясь переводческой деятельностью, Никольский привлекал Кириллова к редактированию чувашских книг. В свою очередь, поэт снабжал его этнографическими и фольклорными материалами для научной работы, печатался в основанной им газете «Хыпар» (также участвовал в ее распространении) и в альманахе «В?р=?» (Война), который по очереди выпускали И.Я. Яковлев и Н.В. Никольский.
В 1917 г. жизнь перевернулась. Новая власть причислила духовенство к мироедам, развернув политику их травли и террора. В 1919 г. Кириллов отказался от духовного сана и при помощи родни (об этом – ниже) переселился с семьей в д. Лысая Гора Нижегородской губернии. Здесь он крестьянствовал и преподавал в начальной школе, одновременно в 1919–1920 гг. исполнял обязанности секретаря сельсовета. В ноябре голодного 1921 г. умер от туберкулеза и был похоронен на кладбище г. Васильсурска, под березами на высоком берегу Волги и Суры..
ТАЙНИК ИЗ СТРАШНЫХ ЛЕТ
Е.В. Кириллова пережила мужа на 45 лет. Дом в Лысой Горе унаследовала ее младшая дочь Капитолина Тарасовна Серова (1915–2009), которая до 1947 г. учительствовала в школах Нижегородской и Сталинградской областей, а затем вернулась на родину. В 1984 г. она переехала в пос. Воротынец. В 2003 г. за престарелой и больной родственницей стала ухаживать Зинаида Захаровна Березина (1934 г.р.), которая была с ней до ее последнего часа.
За год до кончины Серова завещала доставшийся от родителей фотоальбом своему сыну А.М. Камневу, жившему в г. Братске.
По воспоминаниям З.З. Березиной, немало фотографий из него было подарено приезжавшим в гости родственникам. Альбом имел неприглядный внешний вид, поэтому было решено поменять его ветхий переплет. «Едва оторвали корки переплета, каждая из которых состояла из двух листов картона, обклеенных коленкором коричневого цвета, – рассказывает З.З. Березина, – как из задней выпала завернутая в лист папиросной бумаги фотография Н.В. Никольского». Находка явилась для всех присутствовавших полной неожиданностью.
Вероятно, фотографию спрятали в эпоху борьбы с «врагами народа», что было не безопасно. Учитывая, что Серова не знала о фото, тайник устроила ее мать. Для этого имелись серьезные основания, поскольку в начале 1930-х гг. Никольский подвергался арестам по обвинению в антисоветской деятельности и идеологической травле в печати. Со временем Е.В. Кириллова забыла о фотографии, которая более 70 лет пролежала между картонками обложки, дожидаясь своего часа.
Множество других семейных реликвий спасти не удалось. Опасаясь обыска и ареста Е.В. Кириллова со старшим сыном Александром сожгли в печи в бане религиозные и художественные книги из домашней библиотеки, семейные фотографии и документы, в т.ч. рукописи и переписку Т.К. Кириллова. По воспоминаниям родных, это продолжалось несколько ночей кряду.
ПАМЯТЬ НЕ УМИРАЕТ. ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ…
Дальнейшая история фотографии связана с потомками старшей сестры Никольского – Анны Васильевны (1876–1913), которая вышла замуж за уроженца д. Пизипово Ядринского уезда Кузьму Романовича Романова (1864–1931). Романовы воспитали двух сыновей и девять дочерей, потомки которых живут в разных городах страны и в Белоруссии. Упоминавшаяся З.З. Березина доводится К.Р. Романову внучкой.
Романов был грамотным, зажиточным крестьянином, искусным плотником. Несколько домов, построенных его руками, стоят до сих пор. В 1896–1910 гг. он избирался членом Ядринской уездной земской управы, что говорит об авторитете среди крестьян. В 1930 г. Романовых раскулачили. Позднее главу семьи и сыновей сослали в г. Нижний Тагил, где ударно строился «Уралвагонзавод». Там Романов умер от водянки.
Романов был одним из основателей д. Лысая Гора, возникшей в годы столыпинской аграрной реформы. Здесь он поставил дом-пятистенок с мезонином, вырубил на приусадебном участке лес и насадил фруктовый сад. Он мечтал поселиться в лесном краю вместе с семьей, но смерть жены перечеркнула его планы. После прихода большевиков к власти Романов подарил пустующий дом свояченицам Е.В. Кирилловой и Серафиме Васильевне Лесиной (1886–?), мужья которых (оба священники) попали в беду. Их семьи переехали в Лысую Гору и стали жить в двух половинах дома.
… З.З. Березина исполнила последнюю волю К.Т. Серовой и передала фотоальбом А.М. Камневу. Только фотографию Никольского как фамильную ценность отдала на хранение своему сыну. Так продолжилась эстафета поколений, а в истории старинной фотографии открылась новая глава.
Юрий ГУСАРОВ
Замечательный, ценный материал. Прекрасная публикация! Насколько я помню, автор — хороший историк. Спасибо.
Собираю материалы о Тарасе Кириллове. Нашла интересную информацию. Большое спасибо.
Так и не понял: а кто помыл голову на второй фотографии…