Петр Лаврентьев родом из Урмарского района. 23 года назад он перебрался в Москву и уже много лет работает в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта – ведущим экспертом, заместителем руководителя ведомства. Очередная командировка вновь привела его в Чувашию.
– В общих чертах поясните, чем занимается ваше ведомство?
– Основная задача нашей службы – обеспечение безопасности транспортного процесса. Контролируем предприятия, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки. Следим, соблюдаются ли ими существующие нормы и требования. К примеру, проводятся ли предрейсовые медицинские и технические осмотры, правильно ли организован режим труда и отдыха водителей. Знакомая история, когда дальнобойщики не спят сутками, лишь бы успеть в срок. Такие нарушения мы отслеживаем и наказываем владельцев фур.
– Безопасность требует серьезных вложений. Все ли готовы нести финансовые затраты?
– Техническое оснащение действительно стоит денег. Перед тем как выпустить автобус на линию, нужно его проверить. Для этого требуются специальные приборы, инструменты, а также помещение, где можно загнать транспорт на стенд и убедиться в исправности тормозов, фар. Для медосмотров также необходим дорогостоящий инвентарь. Многие надеются на авось – мол, обойдется, ничего не случится. Особенно рискуют малые предприятия, имеющие в автопарке небольшое количество машин. Иногда их руководство не видит смысла содержать медицинского работника, который проверял бы водителей на выезде, – экономически невыгодно. Заключаются формальные договоры незначительной стоимостью, а услуга, по правде говоря, не предоставляется. То же самое происходит и с инженерами по технике безопасности. Тенденция характерна для мелких организаций, доля которых самая весомая и порой достигает 80%. В некоторых субъектах проблему решили сообща: несколько частников объединились и создали единую техническую базу, которая их обслуживает. Это хороший опыт, стоит к нему присмотреться.
– А есть в России наиболее проблемные регионы по вашей линии? И как выглядит Чувашия на общем фоне?
– Трудно выделить какую-то одну область или республику. Картина примерно везде одна и та же, проблемы общие. В первую очередь это неподготовленность техники к выходу на линию.
У нас всего 4 тысячи инспекторов по всей стране, а субъектов надзора – более 600 тысяч. Сотрудники физически не успевают посещать вверенные объекты. Поэтому разработана оперативная система дистанционного контроля, через которую с предприятий автоматически поступают сведения об отклонениях. К примеру, о не прошедших предрейсовый осмотр автобусах. Достоверность получаемых данных высока, ведь они подтверждаются камерами видеонаблюдения, к которым у нас имеется доступ.
– На территории России активно внедряется глобальная навигационная система ГЛОНАСС – еще один помощник в борьбе за безопасность…
– Это целевая программа, реализуемая до 2020 года. Она дает возможность осуществлять онлайн-контроль в процессе движения автомобиля. На транспортное средство устанавливается датчик, который в режиме реального времени отслеживает ситуацию на дороге. Если машина нарушила скоростные параметры, система сразу высвечивает это. То же касается и маршрута. Все мы знаем, что опасные грузы должны следовать по заранее обозначенной дороге. Он разрабатывается с учетом мест скопления населения, расположения школ и пролегает по минимально нагруженной трассе. Система ГЛОНАСС позволяет следить за каждым таким автомобилем, и любое нарушение или отклонение тут же появляется в базе данных.
– Лет 5 назад такого понятия, как пробки, вообще не было. Но сейчас даже выходные редко обходятся без заторов. Может, будет полезен опыт других стран в плане организации движения транспорта?
– Конечно, нужно развивать улично-дорожную сеть, несмотря на то что это недешевое удовольствие. Ну и на положительных примерах учиться. Показателен в этом плане Лондон. Чтобы разгрузить город, въезд в центральные районы здесь сделали платным. Владелец каждой машины до 12 часов ночи должен выложить 15 долларов. В результате люди перестали заезжать в центр. Принято решение сделать платными и автопарковки. Вдоль дороги и в других неположенных местах машины ставить нельзя – за это большие штрафы. А платная стоянка обходится не меньше 10 долларов в час. За рабочий день немалая сумма набегает. Население, почувствовав разницу, постепенно перешло на общественный транспорт, который пустили по всем направлениям и в большом количестве. Никто при этом не едет стоя. Метро, трамваи, автобусы, троллейбусы – как говорится, на любой вкус. Выделили для них специальные полосы на магистралях, куда заезжать другим автомобилям запрещено.
– А как вы представляете транспортную схему Чебоксар?
– Схему организации движения в Чебоксарах вижу довольно просто. Для тех, кто въезжает в город, можно сделать в пригородной зоне парковку, чтобы люди могли оставлять там машины. Она должна быть почти бесплатной. С этого места по всем направлениям должен отправляться общественный транспорт. И нам нужно изучить поток пассажиров, определить самые востребованные направления, чтобы гражданам не пришлось ехать в давке. Нужно сделать так, чтобы никому не выгодно было использовать личную машину. Например, повысить плату за парковочные места в центре. Меры кардинальные, но без них, похоже, в будущем уже не обойтись…