В последнее время в республике немало сменилось муниципальных глав и сити-менеджеров. Все преисполнены благих намерений. Но особенно сложно добиться сдвига в сельском хозяйстве.
КТО В ОТВЕТЕ ЗА ХОЗЯЙСТВО
Еще не так давно в сельхозорганизациях Мариинско-Посадского района коров оставалось немногим более полутора сотен, как на одной маленькой советской ферме. За последний год молочное стадо увеличилось до 390 голов, к январю ожидается не менее полутысячи.
Этот факт глава районной администрации Ю. Моисеев зачисляет себе в актив за год пребывания в должности. Можно, конечно, иронизировать над такой самооценкой. Только реальный, осязаемый результат ценнее полумифических проектов «по созданию инвестиционного климата, атмосферы благоприятствования», на которые щедры некоторые вновь приходящие персоны.
Мог ли Моисеев добиться большего? Наверное, мог. У него, как у любого главы, два рычага – обновлять корпус руководителей, если от прежних уже нечего ждать, и привлекать серьезных инвесторов. Первое даже тяжелее – в приказном порядке «попросить» заваливающего дело руководителя хозяйства глава не может, тот избирается и переизбирается членами СХПК. Правда, выбор порой малопонятен…
Например, Ю. Алексеев возглавил СХПК «Звезда» почти десять лет назад. Но сказать, что за это время поставил предприятие крепко на ноги, нельзя. Скорее, наоборот – недавно Арбитражный суд рассмотрел обращение руководителя о введении в хозяйстве процедуры банкротства. Люди о такой перспективе давно знали, тем не менее на очередном отчетно-выборном собрании отдали предпочтение Алексееву, а не сопернику – главному агроному. Правда, с перевесом всего лишь в один голос. Между тем средняя зарплата в хозяйстве – порядка 6 тыс. рублей. Один из специалистов пожаловался корреспонденту, что как-то раз его рассчитали ниже «минималки» – пришлось обратиться в суд. За последний месяц вышло не больше пяти тысяч рублей…
Впрочем, хорошо сейчас на селе мало где зарабатывают. Но на какую зарплату могут рассчитывать в хозяйстве, где засевается и обрабатывается лишь пятая часть полей? Пашни в «Звезде», по данным сельхозотдела райадминистрации, более 2400 гектаров – по нынешним меркам немало, но зерновых нынче было посеяно лишь 430 гектаров. Озимые в этом году совсем не сеяли. На хозяйстве висит 1,8 миллиона рублей долгов. И вот теперь председатель винит кого угодно в плачевном состоянии сельхозкооператива, но только не себя.
НЕ В КОНЯ КОРМ
– «Звезду» в районе все кому не лень склоняют, – делится с корреспондентом Юрий Алексеев. – А чем глава помог? Ничем, два раза только был у нас – когда в должность вступил и на прошлом отчетном собрании. Вот он себя спросил, что сделал, чтобы «Звезда» вышла из этого положения? Нет. Вообще в районе нет программы по оздоровлению хозяйств.
Но тут Алексееву грех жаловаться. «Звезду» еще лет восемь назад приняли в республиканскую программу финансового оздоровления с реструктуризацией, то есть отсрочкой долгов, которых на то время было более 13 миллионов рублей. Да только без толку – из программы хозяйство вылетело, потому что в графики погашения долгов не укладывалось, все отсрочки проморгало. Тем не менее Алексеев заверяет, будто это происки Моисеева: съездил в Чебоксары и добился, чтобы «Звезду» выставили…
– На комиссии я просил – дайте еще месяц, но Павлов (министр сельского хозяйства. – Ред.) сказал: чего мучаетесь, подавайте на банкротство… Прежде так не говорили, хотя положение было еще тяжелее.
Действительно, так и было. Разница лишь в том, что тогда в течение 2-3 лет в процедуре реструктуризации еще была надежда на оздоровление. Но на что можно надеяться теперь, если даже за десять лет хозяйство не поднялось, а еще ниже упало. Да, долги с 13 миллионов сократились до 1,8 миллиона, чем козыряет председатель, но если дать еще лет 5, то, может, и этот долг погасят. Каких-то просто немыслимых индульгенций требует для себя Юрий Маркович…
В СХПК «Восток» лет шесть назад, когда к руководству пришел О. Титов, начитывалось 600 с лишним голов крупного рогатого скота. А на 1 сентября нынешнего, по статистике райадминистрации, – 275 КРС, 94 из них – буренки. В нынешнем году урожайность зерновых едва превысила 9 центнеров с гектара (при 19,9 центнера в среднем по району), озимые под урожай следующего года не сеяли. Кредиторская задолженность на 1 июля превысила 4,8 миллиона рублей. Да плюс более полумиллиона убытков. Имеется также задолженность перед персоналом, то есть по зарплате в сумме более 800 тысяч рублей. Тем не менее и здешнего руководителя на последнем собрании этот персонал оставил при должности.
Оспаривать это никто не собирается – выбор людей надо уважать. Но по приезде в хозяйство возле тока СХПК довелось побеседовать с одним из местных жителей. Представляться тот отказался – в духе местного деревенского менталитета. В хозяйстве, сказал, давно не числится, на жизнь зарабатывает в городе, как и многие другие мужики. СХПК же, по его словам, просто разваливается, зарплата, говорят односельчане, невысокая, выдается нередко с задержкой. «А чего же тогда не переизбрали весной руководителя?» – спрашиваю. «Мне трудно сказать, видимо, провели с ними соответствующую работу…» – многозначительно изрек собеседник.
На току застаю главного агронома СХПК В. Ильина. С Владимиром Николаевичем состоялся примечательный диалог. Как, интересуюсь, он оценивает деятельность своего председателя…
– Если бы не Титов, еще лет пять назад хозяйства не стало бы, – заявляет агроном.
– Но вот озимые вы нынче не сеяли…
– По одному году судить не надо, есть хозяйства и хуже нас, почему туда не поехали? Если так подумать, не только у нас плохо – идет мировой кризис…
– Но озимые-то почему не посеяли?
– Не успели – тракторы ломаются, им по 20 лет, сроки были нарушены, зачем в землю семена закапывать, – рассуждает агроном.
Как это, интересно, увязывается с образом руководителя, без которого якобы хозяйство давно бы развалилось? Кто обязан технику обновлять, за севом следить, как не глава хозяйства? Тоже глава районной администрации?
Сам О. Титов в тот день был в отъезде. Но и потом, в телефонном разговоре, общаться с корреспондентом отказался, попеняв, что тот без его разрешения ходил по хозяйству и беседовал с его подчиненными.
ШАГ ВПЕРЕД НА КРАЮ ПРОПАСТИ
Этот рефрен «в районе много проблемных хозяйств, не только мы» звучал постоянно. Алексеев уверял, будто глава райадминистрации «наезжает» на него не из-за плачевного состояния СХПК, а из-за 500 гектаров земли, которые глава предложил сдать в аренду ООО «НамЭКО». Тот числится в успевающих, вот его, дескать, и лоббирует Моисеев, а «Звезду» с «Востоком» решил добить… Еще также фермера Тагеева глава поддерживает, которому якобы министерство подарило 10 миллионов рублей…
Вообще странно слушать такие малокомпетентные заявления от руководителя с десятилетним стажем. Ну не может он не знать, что эти 10 миллионов – грант на создание семейной фермы по известной федеральной программе. Марпосадский фермер М. Тагеев – один из трех в Чувашии получателей этого гранта. И кому попало, в «дырявые» руки такую сумму из бюджета вряд ли дадут. К тому же получатель обязан отчитаться за каждый потраченный рубль. И как раз на таких, как Тагеев и инвесторы «НамЭКО», и полагается новое районное руководство, ибо больше не на кого. И эти 500 гектаров просят сдать «НамЭКО» в аренду лишь потому, что эта площадь все равно пустует. Благодаря этим хозяйствам и пошло вверх молочное поголовье в районе.
Шесть лет назад «Востоком» руководил нынешний начальник сельхозотдела райадминистрации В. Васильев. Это при нем крупного рогатого скота насчитывалось более 600 голов, а поля вовремя засевались. Когда Владимир Варсонофьевич решил уйти («просто устал, появились другие планы – имел же я на это право»), люди не выпускали его с собрания, чтобы передумал. Но что произошло, то произошло. Новый руководитель, ранее занимавшийся закупкой мяса, взялся за дело поначалу рьяно. Но с годами показатели поползли вниз.
По мнению Васильева, Олегу Титову не дают сосредоточиться на «Востоке» другие интересы. Он ведь еще руководит по совместительству и СХПК «Аксаринский». Вдобавок неофициально якобы ведет фермерское хозяйство своего родственника. Такая практика «многостаночного» управления на селе давно не в новинку. Откройте телефонный справочник АПК республики – в каждом районе найдется по нескольку хозяйств, против которых одна и та же фамилия руководителя. Отчасти это из-за дефицита людей, готовых вести тяжелое дело. Но немало и таких, кто, просто нахватав хозяйств, задумывается в первую очередь не о том, сможет ли осчастливить людей, а только о том, что будет иметь лично сам.
Почему же тогда голосуют за таких руководителей? Если не предполагать, что любые выборы, тем более на селе, можно организовать надлежащим образом, то, возможно, просто уже от безразличия. Лучше, наверное, уже не станет, лишь бы, мол, не было еще хуже… С трудом верится, что люди голосовали за светлое будущее, имея малорадостное настоящее.