Ма Цзи Син: В Китае повсеместно изучается искусство

4-28Один из старейших преподавателей Хэбейского университета в Китае – человек с виду очень строгий. Однако старая закалка и пронзительный взгляд скрывают натуру потрясающе солнечную и жизнерадостную. На II Международном конкурсе молодых оперных певцов, посвященном памяти Максима Михайлова, профессор Ма Цзи Син был членом жюри и рассказал «Сцене Ч» о Китае и своих впечатлениях о Чувашии и конкурсе.
Хэбейский педагогический университет расположен в административном центре провинции г. Шицзячжуан и является ведущим вузом провинции с более чем столетней историей и славными традициями. Университет был основан в 1902 году, подготовил за это время более 170 тысяч специалистов, среди которых ученые, деятели искусств, государственные руководители, члены Китайской академии наук, мастера спорта.
– Господин Ма, китайская культура самобытна, очень богата, долгое время она развивалась изолированно, создавая потрясающие шедевры, в частности, в области искусства. Почему китайцев сегодня так интересует европейская культура, академическое искусство?
– Китайская культура всегда была одной из уникальных в мире, в то же время она всегда стремилась воспринять все лучше из других культур. Как все реки текут в море, так современные китайцы стремятся воспринять все лучшее в мировом наследии. Европейское искусство потрясающе красиво, а музыка гармонична. Сегодня почти в каждой китайской семье есть пианино, и дети с малых лет обучаются игре на инструменте. Это очень хорошо развивает ребенка. Мы стремимся дать своим детям все лучшее, чему научилось человечество. Искренний интерес китайцев является залогом успеха в знакомстве с лучшими образцами культурного наследия. В вузах Китая повсеместно изучается искусство, музыкальное в том числе.
– В Хэбейском университете преподается академический вокал, какие еще представлены музыкальные специальности?
– В нашем университете обучают игре на классических инструментах. Помимо этого большое внимание уделяется народному пению и китайским народным инструментам. К слову, об академическом вокале. Здесь у русских и китайцев гораздо больше точек соприкосновения, чем может показаться. Дело в том, что в 20-х годах ХХ века в Китае работал певец, солист Императорского Мариинского театра Владимир Григорьевич Шушлин. Именно он познакомил Китай с серьезным вокалом, положил начало китайской академической вокальной школе.
Благодаря академическому вокалу китайская культура значительно обогатилась. Теперь в Китае в основном два вида вокала: академический и народный на основе академического, оба они преподаются в учебных заведениях. Но есть еще и третий – народное пение, которое было до ХХ века, оно передается из поколения в поколение благодаря устной традиции, изучается фольклористами.
– Господин Ма, вы не впервые в Чебоксарах, на что наш город обращает внимание в первую очередь?
– Первое – это доброта людей. Еще в прошлом году мы с коллегами обратили на это внимание. Приехав в гостиницу, решили посетить магазин, ни слова не зная по-русски. И совершили все покупки только благодаря живому участию продавцов и других покупателей. Это очень приятно, когда в затруднительной ситуации тебе приходят на помощь совершенно незнакомые люди. А еще в Чебоксарах чистейший воздух, здесь просторно и свежо. Утром, когда я выхожу на балкон (9 этаж гостиницы «Спорт») и смотрю на город, то мне хочется петь! Есть такая песня, которую в России знают все, я пою ее с пятидесятых годов (напевает «Широка страна моя родная»), потрясающее ощущение.
В прошлом году, когда мы вернулись в Китай, очень часто вспоминали Чувашию, рассказывали о ней своим знакомым и коллегам, которые, как и мы, были сильно впечатлены.
– Нельзя не задать вопроса о конкурсе. Поменялось ли что-нибудь за год: уровень, подготовка участников, общественный интерес?
– Безусловно, изменения есть, в смысле качества они положительны. Конкурс стал больше, представительнее, это заметно уже только по количеству стран-участниц. Вырос и уровень солистов, которые подготовились к конкурсу в высшей степени профессионально. Заметна тщательная работа с репертуаром, певцы старались петь то, что им подходит, а это очень важно и имеет большое значение при оценке выступления.
– К слову, о выступлениях. Работа жюри – дело непростое, в процессе наверняка возникают споры, ведь оценивать искусство очень сложно. Получается субъективно о субъективном. Наверняка ваше субъективное часто не совпадает с субъективным ваших коллег. Как вы поступаете в такие моменты?
– Конечно, споры есть, но их немного, поскольку все члены жюри руководствуются одинаковыми критериями. Такими как вокальные данные, их развитость, актерская пластика, если так можно выразиться, правильно подобранный репертуар. В этом году участники, прошедшие в третий тур, были примерно одного уровня. Основные прения были вокруг тех, кто боролся за первые места. У всех певцов есть плюсы и минусы, которые, естественно, жюри отмечает в своей работе. Мы с господином Жоном Ши Джи (член жюри. – «СЧ») испытали настоящее наслаждение от работы в команде с петербургскими и чувашскими коллегами.
В конце разговора господин Ма выразил надежду на то, что сотрудничество между Чувашией и Китаем будет продолжаться. И в следующем году он снова увидит наш город и новых конкурсантов, которые будут бороться за награды уже III Международного конкурса молодых оперных певцов.

Беседовал С. ФИШЕР.

Опубликовано: 7 сентября 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.