В гостях у Константина Иванова

Как уже сообщала наша газета, на родине поэта Константина Иванова прошли торжества по случаю 120-летия со дня его рождения. Чувашское село Слакбаш башкирской земли гостей встретило радушно, солнечной погодой, невообразимой красоты пейзажами и задушевными народными песнями.

ЧУВАШСКАЯ МЕККА

Слакбаш – название башкирское, по-чувашски оно звучит несколько иначе – Слакпу=. В переводе на русский оба означают одно и то же – голова, начало. В верховье реки Слак, среди оврагов и гор расположилось село. Наши предки-соплеменники основали его, как и районный центр – город Белебей (Слакбаш находится в 30 километрах от него), около трехсот лет назад, спасаясь в далеком Приуралье от нужды, притеснений и безземелья. Ныне село ассоциируется с именами двух классиков чувашской литературы – Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся, живших и творивших там. И неудивительно, что торжества вылились в большой праздник поэзии, культуры и дружбы.
Как живет сегодня Слакпу=? Так же, как и большинство наших сельских населенных пунктов. Село – центральная усадьба сельского поселения Слакбашский сельсовет (так официально называется муниципальное образование), куда входят еще 3 маленькие деревни Канаш, Краснояр и Чубукаран. В поселении проживают 750 человек. В Слакбашской средней школе, которой 115 лет, учатся 106 ребятишек, около 30 малышей посещают детский сад. Кстати, наши далекие сородичи в основном трехъязычны – говорят на чувашском, русском и башкирском.

В 27 районах Башкортостана сегодня проживают около 117000 наших соплеменников. Чувашский язык изучается в 124 школах. Выходят радио- и телепередачи, газеты районные и республиканская «Урал сасси».
Традиционны недели чувашского языка и литературы, День чувашской письменности в честь просветителя И. Яковлева.

Большинство из них, по словам главы поселения О. Беляева, трудятся в бюджетной сфере (в поселении две школы, два фельдшерско-акушерских пункта, четыре магазина, два клуба, почтовое отделение, два музея) и в сельхозпредприятии им. К. Иванова. ООО занимается производством молока и разведением племенного скота бестужевской породы.
Слакбашских сельчан, также как и наших, тревожит, что в поисках работы и лучшей доли молодежь уезжает в большие города, а возвращается далеко не всегда. Зато каждое возвращение воспринимается как целое событие. «В прошлом году несколько семей вернулись, строятся молодые, опираясь на помощь государства, – глаза у собеседников светились. – Число хозяйств в Слакбаше выросло до 180 дворов. И детей стало с каждым годом рождаться больше. Так что есть надежда, что и еще через сто и двести лет будет кому встречать паломников в нашей своего рода чувашской Мекке».

ВЕЧНОЕ ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ

Трепетное отношение слакбашцев к своим знаменитым землякам чувствуется на каждом шагу. Так, «сошедшие» с полотен художников Нарспи и Сетнер красуются чуть ли не на каждом официальном здании. А в парке, выращенном в честь К. Иванова, изваянные из камня, они соседствуют с его могилой и памятником. С большой любовью сохраняют в Слакбаше и дом Константина Васильевича, построенный в 1906 году по проекту самого поэта. Музей в нем открыт еще в 1940-м, к 50-летию классика. Рассказывают, что это первый литературный музей в Башкортостане.
В числе более 1500 экспонатов – предметы из обихода поэта, фотоаппарат, фотоальбом с собственноручно сделанными фотографиями, написанные им картины… «Наш Константин Васильевич, – показывают слакбашцы шкаф, диван, двери, изготовленные руками поэта, – был талантлив во всем. Он первый, кто заговорил на литературном чувашском, а кроме этого, прекрасно рисовал, переводил на родной язык Библию, рассказы, сказки, стихи русских писателей и поэтов. Жаль только, что жизнь ему была отмерена короткая – всего 25 лет». И с неподдельным восхищением обязательно добавляют: «Вы знаете, а «Нарспи» он написал, когда ему было лишь восемнадцать…»
С вершины Гусли-горы, где похоронен Яков Ухсай (ни один паломник не уезжает из Слакбаша, не посетив также его дом-музей и могилу), на миг кажется, что время застыло в раскинувшемся внизу селении. Все так же журчит меж камней Слак, питаясь студеной водой многочисленных родников. Все так же у одного из них объясняются в любви Нарспи и Сетнер… – самодеятельные артисты удивительно трогательно сыграли сцену из бессмертной поэмы.
«У нас ее все с пеленок знают», – уже в Доме культуры, где продолжались торжества, признавались слакбашцы. Кстати, в клубе был аншлаг. «Не беден наш народ талантами», – не без гордости говорили пожилые, степенно аплодируя посланцам Чувашии – поэтам Порфирию Афанасьеву и Светлане Асамат, пианисту Юрию Трепову. «Мы чтим завет Константина Васильевича», – подпевая местным фольклорным ансамблям, выказывали молодые свои знания. Известны пожелания Иванова о том, что «национальные обычаи, песни и обряды нужно запомнить и записать. В дальнейшем это нужно для истории чувашского народа».
«Хороши ваши Нарспи и Сетнер! Такого пения давно не слышали», – бурно аплодировали и те и другие артистам Чувашского театра оперы и балета Людмиле Яковлевой и Василию Николаеву, исполнившим сцены из оперы Григория Хирбю «Нарспи». И все – и гости и хозяева – были единодушны с председателем правления Союза профессиональных писателей Чувашии Сергеем Павловым: «Иванов – это наше всё».

Опубликовано: 21 сентября 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.