Лариса Лужина: «Любите жизнь!»

Есть встречи, которые помнятся долго. Они заряжают энергией, дают пищу для размышлений и оставляют в сердце теплый, согревающий душу след. Разговор с народной артисткой России Ларисой Лужиной стал возможным благодаря Чебоксарскому международному кинофестивалю. Но форумы заканчиваются, а впечатления от общения с глубоким и мудрым человеком — остаются.

Справка «СЧ»
Лариса Анатольевна Лужина — актриса театра и кино, народная артистка РСФСР (1989). Фильмография актрисы насчитывает около ста картин. Лариса Лужина — член Гильдии актеров Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств «Ника». О Лужиной снят ряд документальных фильмов, в числе которых «Лариса Лужина. Она была в Париже» (2014), «Личное. Лариса Лужина» (2016), «Лариса Лужина. Незамужние дольше живут» (2019). В 2017 году актриса выпустила книгу «Жизнь по вертикали».

Говорить о серьезном с улыбкой могут лишь люди, прошедшие через испытания и знающие цену счастью. Знакомство вживую началось с юмора. «Не пугайтесь, это 62 года назад было. Самой удивительно», — предварила фрагмент из фильма «На семи ветрах» Лариса Лужина. Ее низкий, бархатный голос уже завораживал. А на экране появилась ее юная героиня, в жизнь которой вмешалась война.
Фронтовые сороковые вторглись и в жизнь актрисы, когда она была совсем крохой. Ее отец защищал Ленинград в ополчении, был ранен. Погиб от голода, как и ее старшая сестра Люся. А она и мама пережили всю блокаду. Уже потом выжившая, повзрослевшая дочь искала на Пискаревском кладбище своего отца, похороненного в братской могиле. Не знала, куда идти. И вдруг увидела чайку — так переводится ее имя с древнегреческого. Пошла за птицей, и та указала ей дорогу, сев там, где надо. Через несколько дней позвонила администратор кладбища: «Мы нашли вашего папу!» Чайка не ошиблась.

Автограф Ларисы Лужиной для читателей «СЧ».

«Мне предназначено было стать актрисой», — считает Лариса Анатольевна. Она вспомнила свой первый выход на публику со стихотворением Твардовского. Растрогавшаяся повар подарила тогда юной ленинградке, перенесшей блокаду, котлету. «Это была моя первая награда», — уточнила Лариса Лужина. Ее вкус она помнит до сих пор.
В Ленинграде осуществить мечту не удалось. А в Таллине жизнь свела ее с Лейдой Лайус. Практикантка из ВГИКа подошла к ней и спросила: «Не хотите в массовке сняться?» Лужиной дали даже эпизод — сыграть надо было певицу кабаре (фильм Игоря Ельцова «Незваные гости»). «Я петь не могу», — шепнула Лариса режиссеру. «Ничего страшного. Фонограмму подберем», — ответил тот. «В кино можно обмануть зрителя. В театре это не получится», — улыбнулась собеседница залу.
Между тем последовал еще один знак судьбы. Ее пригласили в Москву на кинопробы. И в это же время Лейда Лайус договорилась о встрече с известным режиссером Сергеем Герасимовым — а жил он как раз неподалеку от кинопавильона! «Хватит. Беру тебя», — сказал мэтр, прервав ее монолог из «Бесприданницы» Островского.
После фильма «На семи ветрах» Станислава Ростоцкого девушку, сыгравшую главную роль, стали узнавать на улице. А когда картину представляли на фестивале в Каннах, актриса оказалась на обложке буржуазного журнала — после знаменитого твиста, который станцевала на одном из приемов. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева запретила ей выезжать за рубеж с фильмами. Хорошо, что за актрису вступились именитые коллеги по цеху.
«Тогда продавались открытки с артистами кино, может, кто помнит. И вот смотрю: все фото за восемь копеек, а мои — за пять. «Почему?» — спрашиваю киоскера. «Так уценили», — пожимает тот плечами. Я выкупила все оставшиеся», — и снова этот юмор, добрый, ироничный, окрашенный философским взглядом на жизнь.
Зритель в то время не делал особых различий между кино и жизнью. От души сопереживал героям как настоящим людям. Однажды добрая женщина прислала ей посылку с пуховыми шерстяными носками. Она предназначалась не для Ларисы Анатольевны, а для ее героини Светланы Андреевны: как она на новом месте, и теплых вещей-то, небось, у нее нет. А в фильме «Любовь Серафима Фролова» Лариса Лужина играла Анфису, которая вернулась с фронта домой и застала мужа с другой. «Мы снимали на Оке. Там никогда не видели, как делается кино. И вот лупит Анфиса неверного мужа солдатским ремнем, а сельчане, собравшиеся вдоль забора, поддерживают: «Наподдай крепче!» — с улыбкой вспоминает Лариса Анатольевна. Другой проблемой стали куры, собранные по деревне. Они ни в какую не хотели в кадр и норовили разбежаться по домам. Подсказал один мужичок: «Вы их нитками к избе привяжите!» Сработало. Нитки специально выбрали разной длины, чтобы куры не гуськом, а художественно ходили.
Зашла речь и о картине «Вертикаль». В этом фильме прозвучали песни Владимира Высоцкого (до этого творчество поэта и барда было под запретом). На роль его долго не утверждали. «Снимать не буду!» — сказал режиссер Станислав Говорухин. Только тогда одобрили. И уточнили: без песен. А там, в горах Кабардино-Балкарии, такие невероятные пейзажи, что песни у Высоцкого рождались сами!
На творческой встрече в исполнении Ларисы Лужиной звучали стили Высоцкого, Некрасова, Рубцова, Симонова, Ахматовой. А под занавес она спела песню «Ты не печалься» на стихи поэта-песенника Николая Добронравова. А ведь и правда, только дома есть озера с живой водой, дающие надежду и силы. Жизнь разная, рядом и слезы, и радость, но главное — какие уроки человек из нее выносит, сумеет ли сохранить в сердце любовь.

Фото Валерия Панфилова

Опубликовано: 29 мая 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.