Бокс из двух смежных жилых комнат с душевой, совсем немного личных вещей, на стуле дремлет кошка — в пунктах временного размещения вынужденных переселенцев с Донбасса люди постепенно привыкают к своему новому дому. В одном из них, социально-оздоровительном центре «Вега» в Чебоксарском районе, сейчас живут 102 беженца, в том числе 17 детей, прибывшие на прошлой неделе в Чувашию. Почти все они из Мариуполя, один человек — из Луганской народной республики.
Все бытовые вопросы, а также дела, связанные с переездом, уже решены, заверил директор учреждения Сергей Галкин. Оперативно прямо в санатории специалисты различных служб поставили людей на миграционный учет, зарегистрировали в Пенсионном фонде, сотовые операторы предоставили сим-карты для связи с близкими. Оказывают людям и всю необходимую медицинскую помощь, а совсем скоро ребятишки пойдут в садики и школы — их будут отвозить в учебные заведения Моргаушского района на автобусе. Проживать в пунктах временного размещения люди смогут столько, сколько нужно — ограничений по времени нет.
С вещами помогают все. В спешке многие переселенцы выехали буквально в одних тапочках. Что-то из одежды, обуви и предметов первой необходимости собрали неравнодушные жители республики, а что-то — соцработники, сотрудники больниц и персонал «Веги». Комната сестры-хозяйки заставлена большими пакетами и коробками. В них — новые, с этикетками детские куртки, верхняя одежда, сланцы, сапоги-дутики, рубашки, кофты, игрушки. «Берут кому что надо. Люди очень довольны. Каждый день благодарят. Говорят, что не ожидали, что так примут», — отзывается сестра-хозяйка Ольга Шомкина.
«В школе не была два месяца»
В одном из боксов разместилась семья из пяти человек из Мариуполя: супруги Жанна и Иван Савенко, их 13-летняя дочь Карина и родители Жанны — Вадим Борисович и Галина Петровна Санжаревские. «Самолеты, обстрелы, «Грады» — было очень тяжело. Мы сидели в подвалах, дальше подъезда не выходили», — в памяти мариупольцев снова те страшные моменты. Город почти сразу отключили от коммуникаций. Первое время люди спасались запасами продуктов и водой, оставшейся в системе отопления. К несчастью, как раз в это время ударили холода — на улице доходило до минус десяти градусов. Лишь когда в одной комнате в квартире набивалось с десяток человек, становилось немного теплее.
«В подвале было очень холодно, но какую-то защиту он давал. Болели все, конечно», — вспоминают Савенко. Однажды, когда в подвале стало совсем невыносимо и люди поднялись в квартиры, чтобы хоть чуть-чуть поспать в кровати, постучали в дверь. Кто-то из знакомых прокричал, что пришли россияне. «Я сказала мужу: что будет, то будет. Надо выбираться. Даже вещи с собой не успели взять. Мы попали в пешую колонну людей — узнали, что дали коридор, и мы вместе со всеми смогли выехать в Володарск. Там и встретили дочку с родителями. Слава богу, все остались живы», — рассказывает о последних минутах в Мариуполе Жанна.
Почти два месяца не была в школе дочь Карина. «Просыпаюсь и слышу за окном шум. Нам сказали, что началась война», — девочка уже давно привыкла к этому слову. Примерно столько же она не видела и своих одноклассников — лишь в общем чате иногда появляются сообщения о том, кто куда разъехался, что кто-то уже ходит в школу. А один из снарядов попал в дом ее подруги Дианы — вестей от девочки до сих пор нет…
«Когда прожил почти 70 лет и вдруг все разлетается вдребезги — такое тяжело пережить. Но у нас нет другого выбора, — крепится отец Жанны Вадим Борисович. — Раз судьба нас сохранила, мы готовы начать жизнь сначала. Как говорится, даже если остается жить один день, не поздно начать жизнь заново». О Чувашии, как рассказал мужчина, он раньше не слышал, а с Чебоксарами знаком лишь по произведению Ильфа и Петрова. «Спасибо России, которая спасла нас от холодной и голодной смерти. И спасает теперь. Когда мы шли колонной к автобусам, российские солдаты живым щитом встали по бокам. И этим нас спасли. Давали воду, печенье, детям — йогурты. А вокруг — разрушенные дома, мертвые лежат. Солдаты говорили нам: не переживайте, вас автобусы ждут. Мы смотрели на них и благодарили», — со слезами говорят старики.
Поначалу, признались переселенцы, они думали, что их поселят в палатках, но реальность превзошла все ожидания. «Мы не ожидали, что к нам так будут относиться», — удивлены беженцы. В России они решили остаться навсегда: получить гражданство, работать. По специальности Жанна — машинист крана, Иван — инженер-электромеханик.
На полу, но в тепле
Долго добирались из Мариуполя в Чувашию пожилые супруги Анатолий и Елена Ахременко и их сын с семьей. И повсюду встречали искреннее желание помочь. Так, в Донецке, где их поселили в школе, простые жители приносили беженцам молоко, домашние пирожки. Но такого приема, как в Чувашии, они еще нигде не видели. «Мы вышли из поезда — и нас столько людей встречали, нас ждали! Не разрешали нести наши сумки, под руки провожали к автобусам. Мне даже неудобно стало, когда девушка-волонтер взяла мою тяжелую сумку. Медицинский уход — отличный. Все службы принимали прямо на месте — не надо думать, куда обращаться. Все вкусно, все организованно», — доволен Анатолий. «Нас и к парикмахеру записали», — добавляет его супруга.
В Мариуполе в их 9-этажный дом попал снаряд, возвращаться некуда. Но семья не теряет надежды: когда все наладится, надо съездить проведать, найти родных, с которыми пока нет связи.
ДМИТРИЙ ПЕВЦОВ,
актер театра и кино, певец и музыкант, народный артист России, депутат Госдумы РФ:«Думаю, не только песни, но и сам факт приезда вселил в людей какую-то радость. Вот если бы не эта ситуация, они бы никогда меня не увидели живьем, а поскольку люди меня еще помнят, знают и некоторые даже любят по фильмам, им приятно мое присутствие. И песни, которые мы пели вместе, — это тоже витамин радости и надежды».
…В квартире, несмотря на выбитые окна в зале, решила остаться семья Яны Жуковой из Мариуполя. Окно обшили ДСП, вход в комнату обложили ковровыми дорожками, чтобы не дуло, а сами жили в уцелевшей части квартиры. Без света, воды, газа, тепла, связи. А чтобы огонь от обстрелов не распространялся по дому, вместе с другими жильцами бегали по этажам и тушили до последнего очаги возгорания — благо люди, покидая квартиры, оставляли ключи прямо в дверях, и попасть внутрь было несложно. А в один из дней в их доме, прямо над их квартирой, поселились солдаты ВСУ — оттуда открывался хороший обзор на все четыре стороны и они облюбовали ее как огневую позицию. «Вот тогда стало страшно, потому что мы понимали, что мы — мишени», — спокойно говорит она. В срочном порядке, в чем были, люди эвакуировались, захватив приготовленную заранее сумку с вещами.
Как рассказала Яна, чтобы не пропала хорошая красная и копченая рыба на одном из складов Мариуполя, работники ездили по городу и раздавали ее всем желающим у подъездов. Это помогло людям немного продержаться. А отогрелись впервые за долгое время уже в эвакуации в Новоазовске. В актовом зале клуба было так тепло, что люди даже не замечали таких неудобств, как необходимость спать две ночи прямо на полу, между креслами.
И песня с Дмитрием Певцовым
В пятницу в пункте временного размещения в «Веге» побывал известный российский актер театра и кино, певец и музыкант, народный артист России, депутат Госдумы РФ Дмитрий Певцов. Чувашия стала одним из регионов Поволжья, где артист и общественный деятель выступает с благотворительными концертами. Их организует фонд «Время помогать», а часть средств, вырученных на выступлениях, направляется в помощь детям Донбасса.
На по-домашнему простой и доверительной встрече Дмитрий Певцов сумел подобрать те слова, которые так нужны людям, вырвавшимся с войны. «Сейчас трудное время, но оно закончится. И победа будет за нами», — подбодрил артист. Он уже не первый раз встречается с беженцами из Донбасса, много раз бывал и в военных госпиталях, где лечатся наши военнослужащие. «Я много чего повидал, но когда был в госпитале имени Бурденко, увидел войну очень близко. Там был один парень, молодой, красивый, без ноги — но он улыбался, рвался обратно на фронт. Дух какой-то удивительный у ребят. И это, наверное, главная наша сила. И как наша страна всегда не начинала войны, а заканчивала, так будет и сейчас», — обнадежил артист.
«После всего пережитого это что-то невероятное вас видеть. Вы подняли нам настроение», — откликнулись люди в зале. Кто-то обратился к Дмитрию Певцову с просьбой сфотографироваться вместе, а кто-то, воспользовавшись случаем, что перед ними депутат Госдумы России, поинтересовался, как будет решаться вопрос с гражданством. «Мы работать хотим, нам нужны документы», — беспокоились люди. Как сообщил Певцов, сейчас в парламенте страны идет работа по ускоренному получению гражданства для жителей ЛНР и ДНР. А работа, по его словам, найдется для всех.
В тот же день, кстати, в центре временного размещения «Вега» беженцев посетили представители некоторых чувашских предприятий и центра занятости. В банке вакансий, как сообщила министр труда и социальной защиты Чувашии Алена Елизарова, почти 500 свободных рабочих мест.
«Если ВСУ у нас продукты отнимали, то когда мы пересекли границу, нас и накормили, и напоили, и шоколад выдали», — рассказала девочка-подросток Дмитрию Певцову. «Потому что это по-человечески», — заметил артист.
Актер и музыкант исполнил для собравшихся несколько песен под гитару. А вечером его ждали с благотворительным концертом в Алатыре.
Фоторепортаж Олега Мальцева: [tm-pg-gallery id=»248253″][/tm-pg-gallery]