Древний монастырь на волжском берегу

Сегодня о нем напоминают лишь святой источник да старинные кирпичи

О Чебоксарской Спасо-Преображенской Геронтьевской подгородней мужской пустыни упоминается во многих дореволюционных путеводителях. Путешественники писали о ней не иначе как о забытом уголке седой старины. А нынче даже старожилы не упомнят, где она находилась. Возрождению исторической памяти служит инициатива настоятеля Троицкого монастыря архимандрита Василия (Паскье) о строительстве часовни на месте разрушенного монастыря. Что же это была за обитель, как она здесь появилась и почему исчезла?

НАША СПРАВКА
Позади пустыни рос огромный вяз, которому в старину поклонялись и приносили жертвы чуваши. Они называли его «малой кереметью», вероятно, в отличие от двух больших, на местах которых были возведены Введенский собор и подгородная Владимирская пустынь (распространенный прием борьбы православия с языческими культами). Память о керемети сохранялась долго.
В 1874 г. настоятель Троицкого монастыря архимандрит Варсонофий писал, что Геронтьевскую пустынь постоянно посещают богомольцы, «особенно из чуваш».

Монастырская метрика
Монастырь находился в полуверсте выше Чебоксар, в живописном месте на середине поросшего лесом склона высокого правого берега Волги. Документы одинаково описывают обстоятельства его основания, но расходятся в дате: 1653 г., 1656/57 г., 1671/72 г. Широко известна первая, восходящая к анонимной рукописи «Краткое историческое описание Чебоксарской Спасо-Геронтиевской пустыни», найденной священником, чувашским переводчиком П.И. Талиевым в старых книгах, купленных им в Казани в 1823 г. Возможно автором рукописи был строитель пустыни иеромонах Иннокентий, составивший ее краткое историческое описание по материалам монастырского архива.
В «Описании» рассказывается, что монастырь был основан в 1653 г. после эпидемии чумы. Во исполнение обещания о постройке пустыни в благодарность за избавление от «морового поветрия», горожане «всяких чинов» пригласили старца Царевококшайской Мироносицкой пустыни Геронтия и уговорили его испросить у казанского митрополита Лаврентия благословение на ее основание. В ведомости о монастырях Казанской епархии 1782 г. это событие датировано 1656/57 г. В описи пустыни, составленной в 1764 г. подпоручиком Смоленского пехотного полка Григорием Яковлевым, сказано, что она построена в 1671/72 г. по повелению царя Алексея Михайловича по прошению чебоксарского купечества по обещанию за избавление от «смертоносныя язвы».
Первые две даты не согласуются с историческими фактами: 1) бубонная чума свирепствовала в Казанском крае в 1656 г., 2) вновь назначенный казанский митрополит Лаврентий прибыл в Казань в январе 1658 г. (скончался в 1672 г.). Не подтверждается и третья дата: в грамоте 1674 г. говорится о взятии пустынью в оброчное содержание сенных покосов за Волгой на 10 лет с 1 августа 1665 г. Отсюда следует, что монастырь возник между 1658 и 1665 гг.

Церкви и их храмоздатели
В год основания пустыни на средства горожан была построена деревянная церковь во имя Преображения Господня с приделом в честь Богоматери Одигитрии. При этом ранее поставленную часовню разобрали. В 1683 г. церковь сгорела и в 1694 г. была построена каменная того же названия. В 1706/07 г. по повелению царей Ивана и Петра Алексеевичей у нее появился теплый придел во имя св. Алексея человека Божия — небесного покровителя царевича Алексея Петровича, а во второй половине XVIII в., по некоторым источникам, и второй — Тихвинский.
В 1739 г. впервые упоминается вторая церковь — «на вратах, деревянная», во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской. К 1764 г. она была построена в камне, имела над собой колокольню. Ее строителем был купец Федор Кочелин. Он известен как продавец продукции Нижнетагильского железодельного завода Демидова в Чебоксарах, пожертвовавший железо на строительство Николаевского собора (1753 г.) Николаевского женского монастыря. Кочелин умер, не успев оснастить храм иконостасом и церковной утварью. Под церковью находились святые ворота и келья для печения хлеба. Монастырские церкви были покрыты тесом, их главы обиты зеленой черепицей и увенчаны железными позолоченными крестами.
В конце XVIII в. Преображенская церковь более чем на аршин ушла в землю, в ее стенах образовались опасные трещины, поэтому она была перестроена в келейный корпус для настоятеля и братии. В 1817 г. корпус пострадал от пожара. В 1828 г. его отремонтировали, в 1840 г. разобрали, а кирпич в 1842 г. использовали при возведении хозяйственных построек в головном Троицком монастыре.
Считается, что вместо упраздненной была построена небольшая каменная двухэтажная церковь с надстроенной колокольней: в нижнем этаже с престолом в честь Преображения Господня (теплая), в верхнем — Тихвинской Божией Матери (холодная). Однако, судя по расположению и конструкции храма, он был перестроен из надвратного. В верхней церкви находились святыни монастыря: Тихвинская икона Богоматери, принесенная в 1685 г. из Великого Новгорода и Великих Лук и особо чтимая икона св. мученицы Фотины Самарянки.
Пустынь была огорожена деревянным забором, на восточной стороне которого находились святые и хозяйственные ворота. В первой половине XVIII в. из хозяйственных и жилых построек в обители имелись каменный погреб, деревянные: пять настоятельских и братских келий, хлебня с сенями, три амбара, за оградой — конюшенный двор. Пустыни принадлежали каменная часовня Животворящего Креста Господня с пристроенной кельей на торговой площади Чебоксар и постоялый двор в 13 верстах от города.
Достопримечательностью обители был мощный ключ с деревянной часовней над ним, бивший из берега в 30 саженях от монастырских ворот. «По древнему заведению» в храмовый праздник (6 августа по старому стилю) в пустынь совершался крестный ход из Введенского собора; перед литургией в часовне проходило освящение воды. Родниковая вода была «так мягка и приятна на вкус», что в народе ее называли живой. В конце 1930-х гг. вместо часовни стояла дряхлая избушка, но родник по традиции именовали «ключом святого Геронтия».

Фото: Так выглядела Геронтьевская пустынь в середине XVIII в. Рисунок-реконструкция И. Кугуракова.

Юрий Гусаров

Продолжение в следующих выпусках «СЧ»

«Взгляд в прошлое» — совместный проект Государственного исторического архива Чувашской Республики и газеты «Советская Чувашия»

Опубликовано: 6:30 21 Ноябрь 2017 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Добрый день. В номере от 21 ноября 2017 года на первой странице в названии статьи слово «волжский» дано с заглавной буквы.

  2. Про настоятеля Геронтиевской пустыни игумена Севастиана ( он, кстати, в 1789 г. стал настоятелем Троицкого монастыря, к которому присоединил Владимирскую пустынь) описано в книге священника И.Барсова «Сретенская Владимирская пустынь» 1914 г.

Добавить комментарий для Влад Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.