Старина не терпит пустоты

Двухэтажное здание строилось в 1908–1910 годах по проекту симбирского архитектора Федора Ливчака. Фото Максима ВАСИЛЬЕВАДВА АЛАТЫРСКИХ МУЗЕЯ ОТНЫНЕ БУДУТ ЖИТЬ ВМЕСТЕ

Алатырь – один из старейших городов Чувашии и единственный, где сохранилось столь большое количество памятников истории и культуры, храмов и зданий в стиле классицизма и модерна. Их в городе, основанном Иваном Грозным, девять десятков. Алатырь – яркая достопримечательность на карте республики и, можно сказать, что старый город сам является музейной ценностью нашего края.
Но вот непосредственно у алатырских музеев жизнь спокойной не назовешь.
В конце прошлого года городская администрация объединила два городских музея, краеведческий и художественный, в один. И теперь переселяет их из старых и тесных строений в одно, посвободнее и посветлее. Однако не менее старое. Что это даст?
ДЕРЕВЯННЫЙ АРТ-МОДЕРН
Работа по слиянию шла 4 месяца, и в начале мая два музея официально стали одним, правда, пока без названия. Скорее всего, два этих очага культуры с общим фондом почти 25 тысяч единиц назовут историко-художественным музеем. Процедура проделана в рамках оптимизации штатов музеев, одному из которых 23, а другому уже 40 лет, и для объединения их под одной крышей в здании бывшего городского училища 1910 года постройки.
Деревянное здание арт-модерна начала 20 века, в которое художественный музей должен начать переселение уже в ближайшие дни, последние годы занимал ЧГУ имени И.Н. Ульянова, у которого в Алатыре свой филиал. У университета в городе было два здания, но в силу экономических причин он теперь тоже переселяет их в одно. И деревянный модерн таким образом перешел муниципалитету. Здание под грифом «памятник истории и архитектуры» опасно оставлять пустующим, оно просто погибнет, поэтому решено было переселить сюда городские музеи.
Дело в том, что те здания, в которых музейные коллекции находятся сейчас, давно не соответствуют нормам музейного пребывания. Богатейшие фонды краеведческого уже просто не влезают в стены бывшей вечерней школы 1961 года и складируются прямо в залах. В здании нет места для дворянского и купеческого залов, для отдела 20 века. Да и само оно требует большого ремонта. Строение же, в котором находится музей художественный, а это бывшее казначейство 19 века, неоднократно перестраивавшееся в советское время, и вовсе непригодно для хранения и экспонирования. Там не только текут крыша и даже стены, здание еще и заражено грибком.

Не существует федеральной программы для хранения музейных фондов в малых городах. Она есть только для федеральных и региональных музеев. Хотя все муниципальные музеи хранят часть государственного музейного фонда.

ПРОДАТЬ, ЧТОБЫ ОТРЕМОНТИРОВАТЬ
Как объясняет замглавы администрации Алатыря по социальным вопросам Вероника Исаева, город вынужден идти на слияние и переселение музеев в первую очередь по экономическим причинам. Современное здание для музеев по причине секвестирования федеральных средств строиться не будет. А это старинное здание деревянного модерна – украшение города. Продать его практически невозможно, перестроить и поменять назначение нельзя. Оставить пустующим, значит, обрекать на гибель. Охранять в таком случае – тоже ни средств, ни смысла. А переселив сюда музеи, можно получить площади на полтысячи «квадратов» больше, чем они сейчас имеют вместе.
Муниципалитету также передано здание бывшего детского садика напротив краеведческого музея, в котором последние годы базировался еще один корпус университетского филиала. Этот садик здесь рассчитывают продать, чтобы деньги тоже пустить на ремонт обновляемого строения. С этой же целью планируется пустить на продажу и само здание, где располагался краеведческий музей. То есть в этом варианте для ответственных за культуру и «социалку» Алатыря просматриваются хотя бы источники финансирования для обновления «нового» музейного дома.
Старые залы обновляются, чтобы принять новых хозяев. Фото Максима ВАСИЛЬЕВАА источники, конечно, фактор, немаловажный для выживания учреждений культуры. И для выживания вообще.
Демография в таких городах, как Алатырь, особого оптимизма не внушает. У предприятий тоже полно проблем, соответственно и налоговых отчислений становится меньше. И «нерезиновый» городской бюджет – как результат. У старого Алатыря, города с таким количеством памятников старины, нет ни особого статуса, ни особых привилегий в этом вопросе. Подушевое финансирование уравнивает всех. И в результате, утверждают эксперты, город получает меньше половины того, что ему необходимо для содержания памятников истории и культуры и всей культурной сферы. Здесь недавно и художественную школу соединили со школой искусств. А в целом на всю социалку тратят почти 90 проц. городского бюджета. Так что даже на латание городских ям не остается.
Единственное, что в Алатыре заметно процветает, – это храмы. Они привлекают личные пожертвования благодаря предпринимателям и притом весьма крупным. К сожалению, на культуру, на памятники старины, которых в Алатыре еще остались целые улицы, таких пожертвований нет. Объясняется это не только непониманием сей важности потенциальными пожертвователями, но и отсутствием государственной политики, направленной на сохранение таких памятников, хотя бы поощрения благотворителей уменьшением налогов. Потому все эти текущие крыши, осевшие фундаменты и ползущие стены тяжким бременем лежат на государстве, в данном случае на муниципалитете. К тому же не существует федеральной программы, например, для хранения музейных фондов в малых городах. Она есть только для федеральных и региональных музеев. Хотя все муниципальные музеи хранят часть государственного музейного фонда.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Вероника ИСАЕВА, замглавы администрации Алатыря по социальным вопросам:
– Сейчас за счет муниципальных средств мы делаем в здании небольшой ремонт, чтобы на этот год перевести сюда художественный музей, ремонтируем два больших зала для основной экспозиции. На данный момент художественный музей находится на окраине, и по этой причине там мало посетителей. А здесь его залы будут гораздо ближе к центру. Университет, который занимал здание, выполнял все противопожарные работы, оставил всю сигнализацию. Есть и каменный пристрой, оставшийся с 70-х годов, где можно сделать фондо-хранилище. А учитывая, что здание – памятник истории и культуры, Минкультуры Чувашии включило нас в перечень тех объектов, что будут реставрироваться в рамках 100-летия образования Чувашской автономной области. То есть предусмотрели для этого 18,5 млн. на три года, начиная с 2018-го. Уже можно готовить проект.

ДЕПРИВАТИЗАЦИЯ НЕ ПО КАРМАНУ
Можно подать заявку на программу по безопасности этих самых фондов. И в Алатыре подавали. Выиграли сто с небольшим тысяч на технику для видеонаблюдения. Так их за два с лишним года так и не удалось получить: то в российском Минкультуры документы потеряют, то у них что-то меняется во внутренней структуре, то возникает иная подведомственность. В республиканских целевых программах тоже не до муниципалов. Поэтому, по словам городских чиновников, и вынуждены они идти на непопулярные шаги.
Хотя справедливости ради надо сказать, что республиканское правительство не бросает здешнюю культуру на произвол судьбы. В том же художественном музее чинили крышу и латали часть фундамента на 1,5 млн. рублей из республиканского бюджета. Старое здание бывшего городского училища включили в список объектов для реставрации к 100-летию Чувашской автономии. Готовы помочь с ремонтом и самого роскошного старинного городского дома, купцов Поповых. Если, конечно, город выкупит его у собственника. Это каменное здание с огромными площадями еще в лихие 90-е годы было приватизировано за бесценок. И с тех пор переходило из рук в руки. Теперь оно выставлено на продажу. Брать его никто не торопится. Цена с 18 миллионов уже снизилась до 15. Но в городском бюджете таких средств нет.
Фонды краеведческого музея вытесняют экспозиции. Фото Максима ВАСИЛЬЕВАОб этом самом большом алатырском купеческом доме, много лет после революции служившем для обувных фабрик разного назначения, музейщики грезят давно. А вот в предлагаемый им арт-модерн въезжать как-то не жаждут. Хотя в художественном музее уже собирают вещи. Директор, теперь уже бывший, Николай Головченко согласен, что работать в здании бывшего казначейства, где такая сырость и нарушена внутренняя изоляция, попросту нельзя. И работы уже надо просто спасать: здесь живопись, скульптура, графика, есть даже работа Ивана Шишкина. Переселение – еще не худший вариант. При подобном раскладе с финансированием музей может и банально закрыться. Для такого города, как Алатырь, внесшего весомый вклад в культуру и просвещение республики, это неприемлемо. Одно граверное училище чего стоит – здесь истоки всей национальной живописи!
Но ведь сейчас, по мнению Николая Петровича, музей худо-бедно находится в каменном доме. А вот житье музея в деревянном здании в наше время вызывает у него сомнения. Деревянные музеи повсеместно горят, были случаи и в нашей республике. А здесь, в общем музейном фонде, собраны уникальные экспонаты, семейные документы, ценные не только для Чувашии, но и для всей России. Хотя, конечно, и в этой каменной рухляди перекрытия деревянные, а сама она действительно находится вдали от туристических троп.
Николай Головченко и с объединением согласен. Но на вопрос, каков же выход из положения, отвечает рассказом о прекрасном здании купцов Поповых в центре города, где до революции собиралась вся культурная общественность Алатыря и даже работал Степан Эрьзя.
ДАТЬ СТАТУС ТЕРРИТОРИИ
Еще более категорично высказывается директор краеведческого музея Алатыря Андрей Коваленко. Самым страшным в решении он считает то, что для переезда выбрано деревянное здание. По его мнению, оно действительно уникально, но для музея не годится. А в крайнем случае требует не косметического ремонта, а полновесной реконструкции, переборки всего сруба, которому уже 105 лет. И в качестве альтернативы тоже называет недоступный муниципалитету купеческий дом.
Переезд краеведческого музея в деревянное украшение Алатыря, однако, намечено уже на сентябрь. И музеи туда после ремонта местного деревянного арт-модерна, скорее всего, переберутся. Им не оставляют выбора. Но в связи со всей этой ситуацией, демонстрирующей проблемы старых городов, где много драгоценной старины и все меньше предприятий, наполняющих налогами городскую казну, так очевидно, что этим городам, хотя бы некоторым улицам этих городов, необходимы особый статус и особое отношение.
С этим вопросом мы обратились в Минкультуры Чувашии. Главный специалист-эксперт отдела охраны объектов культурного наследия Сергей Краснов пояснил, что законодательство сегодня позволяет создавать такие документы, которые дают возможность привлечь инвестиции в реконструкцию не только конкретного здания, а определенной территории города – достопримечательного места. И вопрос об алатырских достопримечательностях в этом ракурсе в министерстве уже рассматривают.
Тут главное, чтобы до счастливого дня дожили старые дома и улицы.

Опубликовано: 20 мая 2016 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.