Молочная река Никоновых

Вот наше хозяйство… Фото Олега МАЛЬЦЕВАС НЕКИСЕЛЬНЫМИ БЕРЕГАМИ

В эту командировку я отправился в резиновых сапогах и не прогадал. До села Янгличи шел хороший асфальт, а вот дальше, чтобы добраться до хозяйства фермеров Никоновых, пришлось пешком помесить «асфальт местного производства», оставив редакционную «Волгу» в начале улицы.
С ходу пожаловался на плохую дорогу главе семейства Валерию. «Это еще что, вот зимой начнется… – сказал он. – Только проснешься, выгоняй грейдер на расчистку, ведь надо молоко отвозить. Обратно возвращаешься – дорога опять завалена, это уже односельчане постарались отгрузить снег от своих домов». Грейдером Никоновы обзавелись специально для этого. Местная администрация, правда, возмещает расходы на солярку, по тысяче за час, и то хорошо.
Сельские дороги вообще нелегки. Взять путь-дорогу фермеров Никоновых, которые встали на нее одними из первых в республике в начале 1990-х годов. Многие из тех пионеров либо по нескольку раз разорились, а иных уже и нет.
Валерий высоких образовательных высот не достиг – по профессии шофер. После армии поработал в колхозе, потом в Канаше. В 1994 году стали раздавать земельные паи – ему не дали, поскольку работал в городе. Жена Вера – учительница биологии и химии, ей пай дали, но в никудышном месте, отказались. Решили взять 4 гектара в аренду из фонда местной администрации и оформили фермерство.
Стартовал бизнес Никоновых с капусты. Как дальше дело пойдет, представляли себе плохо, тем не менее в 1994 году, когда старшему сынишке Саше было два года, должен был появиться на свет второй ребенок. «Валера сказал, мол, сложности будут, но все же решились, – рассказывает Вера. – Так что Алешу, можно сказать, нашли в капусте». Всего у Никоновых четверо детей, еще две школьницы.
Овощ, правда, сразу стал приносить приличные доходы. Да и сыновья подрастали, становясь помощниками. Да-да, в 8–10 лет деревенские дети уже считаются полноценными работниками на подворье. Но техники не хватало. Свой первый трактор Валерий «слепил из того, что было», как пелось в популярном тогда шлягере.
В капусте, можно сказать, нашли и свой новый двухэтажный дом. Ну не нашли, а построили его на «капустную» выручку в 1997 году, ведь дом поставить – не шапочку поправить. Спустя семь лет уже и новый трактор купили.
Постепенно стали расширять земельную площадь. Сначала оформили в аренду еще 37 гектаров, потом еще 40 и еще 100… Сегодня в КФХ Никоновых более 600 гектаров действующей пашни.
Со временем стали менять направление бизнеса. На смену капусте пришли многолетние травы и зерновые, поскольку фермеры повернулись лицом к животноводству, стали нужны корма. 8 лет назад обзавелись бычками и буренками – всего около 20 голов.
Любопытна финансовая политика фермеров. Свой первый кредит они взяли лишь в 2011 году, до этого рассчитывали только на собственные средства. Даже покупая новый трактор, взяли в долг 100 тысяч рублей у родителей. Но кроме трактора требовался уже и зерноуборочный комбайн, его-то и взяли в кредит в том году. Причем, когда решили оформить заем, боялись не того, что не вернут, а того, что не дадут. В 2005 году всем единоличникам давали дармовые, под два процента, кредиты по нацпроекту, а им, фермерам с историей, почему-то не дали…
К 2012 году у фермеров был новый колесник МТЗ-892, но купленный опять же на свои деньги. Пополнился и прицепной парк – пресс-подборщик, другое оборудование.
Поголовье между тем увеличивалось. На подворье места стало не хватать. Но уже было 60 гектаров земли в собственности – выкупили те первые участки у муниципалитета. Построили мини-ферму на 40 голов. Называется, хозяйственным способом, а на деле – почти собственными руками с небольшой сторонней помощью.
В 2014 году решили Никоновы поучаствовать в конкурсе на получение гранта для развития семейных ферм по известной государственной программе. К тому времени они уже были титулованными фермерами в Чувашии, имели кипу разных грамот. (Побывал в КФХ и Глава республики Михаил Игнатьев. Последняя награда – Благодарность Минсельхоза России, врученная фермерам на днях на празднике аграриев района.) И выиграли грант в сумме 5 миллионов рублей.
Добавив свои 4 миллиона, сразу приступили к строительству нового помещения на 100 голов и успешно справились. Сегодня это современнейшая ферма с полным набором оборудования – доильного, охладительного. На ферме всего около ста голов, в том числе 60 коров, молочко – главная статья доходов фермеров Никоновых. Ну и от зерна приличная выручка.
А вот о молоке отдельный разговор. Произвести его подчас проще, чем выгодно реализовать. Наша газета не раз поднимала тему закупок этой продукции – одну из самых острых, пожалуй, на селе. Закупщики-предприниматели не хотят давать хорошую цену за молоко, а крестьяне из-за этого перестают держать буренок.
Мы приводим рассказ Веры Арсентьевны о том, как им приходится буквально бороться за сбыт молока. Поучительная, надо сказать, картина и характерная повсеместно.
ПРОТИВ РАЗГУЛА ПОСРЕДНИКОВ
– До недавнего времени молоко мы отдавали перекупщикам. Потом увидели, что выгоднее самим возить на мини-завод, – рядом он находится. Вроде договорились с директором, приезжаем, а он в отказ: работайте с закупщиком… Я уверена, что тот успел провести свои переговоры, не исключено, с известной процедурой.
Связались с одним крупным молокозаводом в соседнем районе. Тот дал цену намного выше, чем наш закупщик. Плечо доставки, правда, туда больше, но, подсчитав, увидели, что все равно выгодно. Если коммерсанты брали у нас молоко не выше первого сорта, а то и ниже, постоянно выискивая то одно, то другое, на заводе – а это современное предприятие – наше молочко идет только высшим сортом. Еще и за жирность, белок доплачивают.
Пошли дальше – стали закупать молоко у односельчан. У нас и емкости имеются, и «уазик» специально купили. Но главное – цену выше даем. Перекупщица на дыбы: зачем мое молоко отбираешь… Я cпрашиваю: ты его произвела, чтобы называть своим? Пожалуйста, конкурируй… Но люди все же опасаются нам сдавать, видя, до чего иной раз доходят разборки между коммерсантами. Бывало, настоящую корриду на машинах устраивали. Хотя иной раз просто издеваются над сдатчиком. Если он не соглашается на предлагаемую цену, выливай, говорят, в овраг, обойдемся без твоего молока… Машины у них крутые, для асфальта, к дому не подъедут, люди на себе и тащат в центр бидоны. Мы такого, конечно, не допустим, думаю, все же продолжим бороться за то, чтобы производитель получал от продукции то, что заслуживает, а не перекупщик.
СИЛЬНАЯ ВЕРА
В первые годы фермерства Вера продолжала работать учительницей. Но потом пришлось бросить – хозяйство стало отнимать все время. Сторонних помощников не нанимали, да и не было особо желающих. Вот сейчас на новую ферму ищут доярку, 15 тысяч предлагают – не идут. Хотя на ферме есть и раздевалка, и комната отдыха.
Ладно, доильные аппараты были и на старой ферме, но поилок не было, воду приходилось ведрами подтаскивать, уже потом скважину пробурили. А сколько еще другой работы приходилось и приходится выполнять… На Валерии с сыновьями вся техника, они и трактористы, и комбайнеры. А Вере надо быть еще и ветеринаром, и зоотехником. И, конечно, экономистом-бухгалтером. Спрашиваю: трудно без специального образования? «Я химик по учительству, а это почти математика, тут надо много считать, вот и пригодилось», – ответила фермер.
Семье без Веры трудно. Фото Олега МАЛЬЦЕВАИх лица не излучают жизнерадостности и довольства, как лица многих сытых горожан. Они даже, можно сказать, измождены тяжелой многолетней работой. Но сколько в словах Валерия и Веры желания добиться еще большего и веры в то, что обязательно добьются. И удовлетворения тем, что за два десятилетия столько смогли «наворочать». Ради чего? Во-первых, ради своих детей: надо дома им построить. Что касается рядовых потребителей производимой ими продукции, не думаю, что они боятся оставить нас без еды. Просто будут продолжать работать.
…По ТВ нам ежевечерне втюхивают каких-то физически и нравственно ущербных персонажей, нескончаемо делящих имущество, квартиры. Андрей Малахов, пригласи на программу фермера Веру Никонову. Инвалида третьей группы: на правой руке отсутствует пол-ладони – 20 лет назад отрезало циркулярной пилой. Она вам расскажет, как растут булки на деревьях, не жалуясь на свою жизнь.

Вячеслав ИВАНОВ,
Канашский район

Опубликовано: 30 октября 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.