В 1913 году в селе Трехизб-Шемурша Буинского уезда Симбирской губернии (ныне это территория Чувашской Республики) был открыт памятник императору Александру II, сооруженный на средства прихожан местной церкви.
В истории шемуршинского края село Трехизб-Шемурша занимает особое мес-то. Основано оно 368 лет назад, почти одновременно с нынешним районным центром Шемурша (или даже раньше) переселенцами из Чемуршинской волости Кокшайского уезда (сейчас – территория Республики Марий Эл). Село это особенное потому, что, находясь в соседстве с татарскими, мордовскими и русскими деревнями, его жители на многовековом пути сохранили древнюю чувашскую религию – язычество. Красивые благозвучные имена носили женщины в этой деревне: Нарспи, Эрнеби, Мерчень, Минюк, Сарпике, Арифе, Ильпинес, Акулина…
Четыре ветряные мельницы, три крупообдирки обслуживали селян. Много было здесь мастеров по металлу, вышивке, резчиков по дереву. Мульдиаров Измаил, Яковлев Яков, говорят, даже деревянные велосипеды мастерили. Трехизбинцы гордятся своей историей. Более 300 их земляков за этот исторический период получили высшее образование, а двое – Николай Митрофанев и Петр Падиаров еще до октябрьского переворота 1917 года закончили Казанскую духовную академию и Казанскую духовную семинарию. Петр Александрович, кроме того, в 1915 году завершил учебу в Казанском военном училище. Велла Мулендеев, участник первой мировой войны, был кавалером двух Георгиевских крестов и «Святой Анны».
Известно это село и своим фольклорным коллективом, который в 1995 году выезжал во Францию и выступал с концертной программой. Здесь родились и выросли поэт-фронтовик Владимир Бараев, народный писатель Чувашии Николай Ильбеков, народный артист СССР, художественный руководитель Чувашского академического драматического театра Валерий Яковлев и многие другие известные люди.
Но историю творят не только знаменитости, а прежде всего простые, порой незаметные люди. Как, например, священник Михайло-Архангельской церкви, открытой в начале 20-го века, Стефан Павлов. С его добрым именем связаны события, можно сказать, эпохального значения для захолустья великой империи. Об одном из них в июле 1913 года достаточно подробно рассказал журнал «Симбирские епархиальные ведомости».
Оказывается, 14 мая 1913 года в глухом селе Трехизб-Шемурша Буинского уезда Симбирской губернии был открыт памятник – самый настоящий, на изящном пьедестале – государю императору Александру II.
Как известно, Александр II обес-смертил свое имя в народе и заслужил имя Царя-Освободителя, подписав 19 февраля 1861 года высочайший манифест об отмене крепостного права. Прямым следствием этого стала реформа местного управления. В 1870 году было введено городское самоуправление и в городские думы с той поры избирались лица всех сословий. На местах создавались постоянно действующие уездные и губернские земские управы, в состав которых избирали представителей всех слоев населения. Было реформировано судопроизводство, по важнейшим уголовным делам вводилось участие присяжных заседателей, выбираемых населением.
Император Александр II правил Россией с 1855 по 1881 год. В самом начале царствования он сократил 25-летнюю службу в армии до 15 лет, отменил телесные наказания в войсках. Были прекращены религиозные преследования староверов. Многое он сделал по открытию сельских народных училищ для детей и воскресных школ для взрослых. За 25-летнее его правление более чем в двадцать раз увеличилась протяженность железных дорог. К России присоединились Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. На Дальнем Востоке Россия приобрела правый берег Амура, а затем и весь Уссурийский край.
Россияне любили своего государя и надеялись, что его царствование будет длиться еще многие годы. Но 1 марта 1881 года император был убит народовольцем Игнатием Гриневицким, бросившим под его ноги бомбу. Александр II был дедом последнего российского царя Николая II, расстрелянного 16 июля 1918 года.
Крестьяне из чувашской глубинки, видимо, помнили о добрых делах Александра II и по инициативе местного священника Стефана Павлова и его жены решили поставить ему памятник. Памятник был завезен в Трехизб-Шемуршу из Симбирска по случаю 50-летия издания известного манифеста о раскрепощении крестьян. Вот как описывается в упомянутом журнале в статье «Религиозно-гражданское торжество» это событие: «…Памятник стоимостью около 400 р. сооружен исключительно на средства прихожан церкви села Три-Избы-Шемурша. Довольно красивый, на изящном пьедестале, с датою и текстом последних слов Высочайшего манифеста, он поставлен на церковном погосте. Вокруг памятника устроена деревянная красивая ограда. Все это вместе представляет довольно хорошее украшение деревни».
Как и подобает в таких случаях, «религиозно-гражданское торжество» прошло в высшей степени трогательно и празднично. Народ готовился к этому событию как к величайшему празднику. На церковной площади были устроены арки. Вокруг арок и памятника были расставлены высокие елки, на них взвивались трехцветные российские флаги, много было живых цветов.
«Самому торжеству был придан чисто церковный характер, – читаем далее. – Накануне 5-ю священниками, во главе с благочинным отцом Ясницким, при двух дьяконах, совершена была всенощная, а потом – панихида по Царю-Освободителю. На другой день там же духовенством – литургия, а потом молебен, в котором участвовало 8 священников. Служба была не по-деревенски торжественна: церковь была украшена, как на Троицу; духовенство было в белом облачении. Пение было весьма стройное, много было нотнаго. В обычное время священником Ивановым было произнесено весьма назидательное слово «о заслугах и нравственных качествах Царя-Освободителя».
После литургии состоялся крестный ход к памятнику. Сначала был совершен царский молебен по случаю дня коронования, а потом краткий водосвятный молебен. После вечной памяти императору Александру II было провозглашено многолетие, во время которого покрывало с памятника было снято, и он предстал во всем блеске. Народ заволновался. Тут отец Павлов произнес краткое, но в высшей степени трогательное поучение, которое закончил громким голосом: «Славному Внуку прославленного Царя громкое ура».
Громогласное ура раздавалось по всей площади. Потом отец Благочинный поздравил народ с праздником и провозгласил государю императору Николаю Александровичу «Ура», подхваченное многотысячной толпой. Местный земский начальник хотел было произнести речь, но уже ничего нельзя было разобрать: ликование народа было весьма сильное.
«Народу было такое множество, какого я не видел ни на каком деревенском торжестве, – писал очевидец, автор статьи журнала «Симбирские епархиальные ведомости». – Народ долго не расходился, наслаждаясь зрелищем.Вечером арки и ограда около памятника были иллюминированы: пускали ракеты и жгли римские свечи. Восторг народа был громадный, каждая вспышка свеч и ракет вызывала громкое ура».
Кто же он такой, Стефан Павлов, главный организатор сооружения памятника? Священником он назначен 15 марта 1904 года, от роду было тогда ему 39 лет, а в год открытия памятника – 48 лет. Имел диплом Казанского учительского института, в 1901 году прошел обучение на миссионерских курсах при Казанской духовной академии.
Как сложилась дальнейшая судьба памятника Александру II? После Октябрьской революции он был разрушен. Но пожилые люди передают воспоминания своих отцов и матерей, будто сам памятник или бюст был закопан недалеко от местонахождения пьедестала.
По мнению известного чувашского скульптора В.П. Нагорнова, памятник (бюст) мог быть изготовлен из бронзы либо камня (мрамора). Ведь он был оценен на сумму 400 рублей. Это немало – одна лошадь тогда стоила 8–9 рублей.
Памятники истории и культуры служат нравственному очищению людей, учат бережному отношению к прошлому. Об этом пишется и в «Симбирских епархиальных ведомостях»: «Открытие памятника в таком захолустном селе, как Три-Избы-Шемурша, – большой шаг вперед в культурном развитии народа. С одной стороны, это служит наглядным доказательством того, что нашему народу не чужды культурные начинания, что он не забывает оказанных ему благодеяний и думает не о хлебе только насущном. С другой – памятник будет служить народу живой историей не одного славного царствования Царя-Освободителя, но всей русской жизни последних столетий. А высочайшие слова на памятнике «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с НАМИ Божие благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного» всегда будут побуждать к разумно-здравой жизни. Памятник в деревне – это наглядная школа, одно из первых средств в борьбе со злом…»
А еще автор статьи сообщает: «Отец Павлов говорил нам, что прихожане отнеслись к его инициативе весьма сочувственно, что все были рады этому».
Возможно, памятник Александру II, изготовленный на народные деньги, и в самом деле закопан недалеко от постамента. Если его удастся найти, то он, по мнению многих, заслуживает реставрации и повторного установления на пьедестал в этом же селе.
Известный историк Эдвард Радзинский пишет, что «история памятливее людей». С ним можно согласиться и не согласиться. И люди помнят и знают историю. Тому подтверждение открытие недавно, 20 ноября, в Александровском саду у стен Московского Кремля памятника императору Александру I. Безусловно, слова Президента России Владимира Путина «Александр I навсегда вошел в историю как победитель Наполеона и дальновидный стратег и дипломат, как государственный деятель, осознающий ответственность за безопасное европейское и мировое развитие», в полной мере можно отнести и в адрес императора Александра II, вступившего на престол 159 лет назад.
И надо же было случиться, что в чувашской глубинке более века тому назад в его честь был воздвигнут бюст-памятник. Сегодня уверенно можно сказать: уроженцы села Трехизб-Шемурша достойно продолжают добрые дела, начатые главой российского государства.
Анатолий УХТИЯРОВ