…И НИ ОДНОГО СВОБОДНОГО МЕСТА!
В воскресенье гала-концертом в Чебоксарах завершился XXIV Международный оперный фестиваль имени М.Д. Михайлова, подаривший зрителям пять вечеров большого музыкального праздника. Востребованность нынешних фестивальных спектаклей оказалась как никогда высока, абонементы были раскуплены задолго до открытия, так что о ежевечерних аншлагах излишне и говорить. Премьерная «Кармен» пополнила репертуар еще одной «компактной оперой», где пружина сюжета и самой партитуры сжимается и «выстреливает» с большим напором и стремительностью, чем в традиционных спектаклях. Театр сумел использовать преимущества такого подхода – и после этой постановки у него появилось немало новых, особенно молодых, зрителей из числа тех, кто не привык ходить в оперу. Молодежь выказывала буквально восторг по поводу экспрессии нового спектакля режиссера Юлианы Малхасянц и художника Дмитрия Чербаджи. Энергия поиска вообще притягательна и способна скрасить базовые театральные проблемы, а то и помочь постепенно с ними справиться.
Совсем иной подход, основательный и строгий, продемонстрировали нижегородцы в своей «Русалке». Организаторы сделали такой подарок меломанам, как показ оперного спектакля Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. В Чебоксары привезли постановку, сделанную к юбилею «солнца русской поэзии» постановщиками Санкт-Петербурга и Москвы Вадимом Вилковым, Виктором и Марией Вольскими по всем классическим канонам и в то же время без традиционной тяжеловесности, со сказочным изяществом.
Этот спектакль начисто лишен всяческой постановочной и вокальной суеты. Мистическую пушкинскую историю о русалке, не оставившей в покое изменившего ей любимого и после своего ухода из людской жизни, нижегородские солисты пропевают с чувством и расстановкой, наслаждаясь музыкой Даргомыжского и даря то же наслаждение любителям оперы.
Необыкновенной красоты костюмы можно было долго разглядывать в бинокль, удивляясь продуманности деталей и тщательности исполнения, что в мире бутафории, в общем, редкость. Великолепная работа хора, теплое и цельное звучание оркестра (дирижер-постановщик спектакля – небезызвестный чебоксарцам Сергей Вантеев) – все говорило о той постановочной культуре, что складывается годами, десятилетиями и тщательно сохраняется. И за такой устойчивостью прекрасного тоже очень хочется ходить в театр.
В показанной под эгидой фестиваля музыкальной драме «Флория Тоска» тоже были задействованы достаточно интересные силы. Помимо артистов нашей оперы здесь в заглавных партиях выступили солистка Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Наталья Мурадымова, «звезда» Ереванского государственного театра оперы и балета Ованес Айвазян, народный артист России Владимир Редькин (Большой театр). Дирижировал спектаклем музыкальный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета, многомудрый Анатолий Чепурной.
Пожалуй, наиболее ожидаемым, по словам наших театралов, было участие в спектакле Ованеса Айвазяна в партии Каварадосси. Говорят, он еще в прошлом году, прочитав в Интернете материалы о предыдущем, XXIII, фестивале, выразил горячее желание выступить в Чебоксарах и с готовностью откликнулся на нынешнее приглашение. На вопрос корреспондента «СЧ», почему, когда набираешь во всемирной паутине его имя и фамилию, компьютер чаще всего выдает знаменитого русского художника Ивана Айвазовского, гость ответил: да потому, что Айвазовский армянин по национальности, которого на родном языке зовут именно Ованесом Айвазяном. Это достаточно распространенные в Армении имя и фамилия.
Его антиподом во «Флории Тоске» выступил Владимир Редькин, которого тоже остановил журналист с каверзным вопросом.
– Ваш герой барон Скарпиа, можно сказать, пользуется служебным положением начальника полиции и активно пристает к девушке художника Каварадосси. Как же давно вы в образе данного персонажа злодействуете на сцене?
– Да уж больше двадцати лет, – подумав, ответствовал народный артист России. – Причем чем старше становлюсь я, тем изощренней и мудрей приходится действовать господину барону. А уж быть сценическим злодеем (но не в реальной жизни), доложу я вам, дело, ей-богу, приятное.
Как известно, по ходу действия оперы Верди отчаянная Флория Тоска убивает назойливого приставалу. В нашем случае она зарезала барона Скарпиа бутафорским ножом. И исполнительница партии Тоски Наталья Мурадымова, смеясь, поведала, что за свою сценическую карьеру она уже столько этих баронов «поубивала»… «Наверно, меня пора записывать в рецидивисты», – потупив глаза, призналась Наталья.
Чебоксарские зрители встретили очередной показ «Флории Тоски» на ура. «Мне очень нравится атмосфера вашего фестиваля», – заметил по окончании спектакля Анатолий Чепурной.
Еще одним спектаклем с приглашенными солистами стал «Борис Годунов». Главную партию исполнил бас из Мариинского театра Сергей Алексашкин. В партии Марины Мнишек выступила солистка Большого театра Ирина Долженко, а самозванца Григория Отрепьева – тенор из Владивостока Артем Голубев. Гость из Санкт-Петербурга в Чебоксарах первый раз. Родом он из Саратова и десять лет отдал преподавательской деятельности в саратовской консерватории. Так что волжские просторы для него – это что-то родное. Родным ему кажется даже сам запах реки. А подобные фестивали, по его убеждению, способствуют популяризации классической музыки, к тому же у столичных артистов появляется отличная возможность пообщаться с местными коллегами.
Сергей Николаевич, кстати, категорически не согласен, что вокалистам нельзя пить холодные напитки и есть мороженое. Он во время выступлений пьет ледяную воду: считает, что это очень освежает и бодрит. Хотя ближе к гала-концерту эта страсть, видимо, несколько подвела певца. Если в первом отделении в арии Кончака бас извергал внушительные громы и молнии, то ария Мефистофеля во втором отделении далась ему намного труднее, хотя он и вышел из положения с виртуозностью опытного артиста.
Надо сказать, что солисты Чувашского театра оперы и балета прекрасно смотрелись на фоне приглашенных певцов и стали бесспорными фаворитами гала-концерта наряду с гостями Владимиром Редькиным, Ириной Долженко и ставшей одной из любимиц нынешнего фестиваля Натальей Мурадымовой. Итальянский темперамент Ивана Снигирева в плаче Федерико из «Арлезианки», полный достоинств Гремин из «Евгения Онегина» Андрея Николаева, артистичная Татьяна Тойбахтина, выбравшая арию взбалмошной Кунигунды из «Кандида» Бернстайна, сорвали самые бурные аплодисменты. Не уступили им и прекрасные дуэты из «Отелло» и «Бал-маскарада» Татьяна Прытченкова – Сергей Кузнецов и Ольга Вильдяева – Дмитрий Семкин. То есть и этот фестиваль стал еще одним шагом на их звездном пути.
Артистов завалили цветами, а самым внушительным цветочным подношением стал подарок Главы республики Михаила Игнатьева, так же традиционно посетившего гала-концерт.
Фестивальные дни, увы, омрачило известие об уходе из жизни замечательного завлита оперного театра Эльзы Ивановой, отдавшей служению театру немало лет и сил. Ее не стало в самый разгар оперного праздника. Коллеги посвятили памяти Эльзы Ильиничны один из фестивальных спектаклей – «Борис Годунов».
Рита КИРИЛЛОВА,
Александр ЕГОРОВ,
Елена ЯКОВЛЕВА