В Чувашии вышла в свет документальная повесть о народном подвиге

ленинград22О СТОЙКОСТИ И ВЕРЕ

Согласитесь, очень смело и ответственно назвать издание «Мы с памятью слиты. Дети блокады в Чувашии» образцом «Книги на службе мира и прогресса». Под таким актуальным лозунгом состоялась в сентябре традиционная 27­-я Московская международная книжная выставка-­ярмарка. Чувашское книжное издательство вышло в свет с книгами 130 наименований по различным отраслям знаний. Но книголюбы заметили именно эту новинку.

Книга посвящена 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Известный в Чувашии журналист Владимир Иванский собрал свидетельства участников и очевидцев одной из самых суровых битв самой страшной в истории войны. Это была битва за город, за страну, за себя и за своих близких в осажденном городе. Однако автор особо подчеркивает, что это была борьба за Победу и в Чувашии, принявшей, как и многие регионы страны, эвакуированных из осажденного Ленинграда.
Символично, что лейтмотивом книги стали искренние строки пережившего блокаду поэта Юрия Воронова (его стихи использованы в качестве эпиграфов к главам книги): «Чтоб снова // На земной планете // Не повторилось той зимы, // Нам нужно, // Чтобы наши дети // Об этом помнили, // Как мы!»
Автор рассказывает, как встречали детей блокады в нашей республике. События, описанные в книге, Владимир Иванский сравнивает с «черно-белыми кадрами кинопленки, в которых проносятся грустные картины военно-тыловой реальности». И это сказано не ради красного словца. При подготовке издания были использованы свидетельства жителей блокадного Ленинграда, эвакуированных в Чувашию, материалы государственных и семейных архивов, воспоминания очевидцев.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны Чувашия приняла более 70 тысяч граждан из разных регионов СССР, в том числе свыше 30 тысяч детей. В книгу включены воспоминания жителей Чувашии, которые после первой блокадной зимы под бомбами и снарядами по Дороге жизни уезжали из осажденного города на Неве. Как сложилась их судьба, почему они остались в Чувашии или переехали в нашу республику в послевоенные годы? Кстати, республика может гордиться, что 1840 уроженцев Чувашии были награждены медалью «За оборону Ленинграда».
Книга вызвала широкий общественный резонанс. В сельских библиотеках Ядринского района, например, на встречах с читателями вспоминают об Иустинии Петровне Рыбаковой, которая вернулась на родину, в Чувашию, на костылях, с обмороженными ногами. Первая блокадная зима была самой морозной из всех военных. Девушка из Чувашии ходила по ленинградским дворам-колодцам, собирая трупы людей, не вынесших холода и голода. Чего стоило выстоять перед натиском врага и пережить первую блокадную зиму, рассказывает и дневник блокадницы, который нашел и привез в родную деревню защищавший Ленинград Петр Фокин. Этот уникальный документ сейчас хранится в Бишевской школе Урмарского района.
Книга никого не оставит равнодушным, ведь в ней война и тыл предстали перед читателем глазами прежде всего детей, которые разделили со взрослыми все тяготы народной беды. В канун 70-летия Победы книга-исповедь «Мы с памятью слиты. Дети блокады в Чувашии» вызывает пронзительное чувство сопричастности к героической судьбе Родины. Мы вправе гордиться, что и наша республика, как и вся страна, работала на фронт, на Победу.
В июне 1944 года, перед началом возвращения ленинградцев в освобожденный город, в Чувашии находилось 7214 эвакуированных. Можно без преувеличения сказать, что республика этих людей запомнила и полюбила. Как запомнили и полюбили Чувашию ленинградцы. И трудно не согласиться с автором, когда он предлагает: «Давайте и мы будем помнить и любить этих людей. Будем помнить блокаду и подвиг Ленинграда. И рассказывать об этом подвиге детям и внукам. Чтобы той зимы не повторилось!»
Нельзя сердцу прекращать помнить, иначе пресечется род наш человеческий.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.