В шотландском костюме пришел на встречу с руководителями местных СМИ исполнительный директор Российско-Британской торговой палаты Стивен Диэл. Самым впечатляющим в этом одеянии, конечно же, был килт, который господин Диэл очень просил не называть юбкой.
Национальная одежда указывала не только на шотландские корни, она подкрепляла интереснейшие подробности из биографии гостя, которыми он увлек аудиторию, демонстрируя прекрасное для иностранца знание русского языка. Чувствовалось, общение доставляет ему истинное удовольствие. Это и понятно, ведь 16 лет Стивен Диэл отработал в русском отделе Би-би-си, успев проинтервьюировать Горбачева, Ельцина, Никиту Михалкова. Но самой удачной своей работой он считает материал об Андрее Гнездилове, открывшем первый в России хоспис. В общем, душой, по признанию шотландца, он русский человек. «Как украинец, родившийся в Казахстане, считает себя типично русским, – пояснил Стивен, – так и я считаю себя шотландцем, хотя родился в Австралии, а живу в Англии». Когда в 2004 году его должность аналитика на Би-би-си упразднили, говорит, не захотел перейти в другой отдел, нашел работу, связанную с Россией. Своей сегодняшней миссией доволен: «Это как раз то, что надо для такого сумасшедшего британца, как я».
Собирались в Екатеринбург, попали в Чебоксары
Хотя у Российско-Британской торговой палаты некоммерческий статус, интересы она лоббирует, разумеется, коммерческие. Собравшиеся поинтересовались, на какие направления обратил внимание руководитель палаты, кроме медицинского и образовательного. (Помимо Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования, восхитившего чету Диэлов – Стивена и неразлучную с ним Марину, о чем был репортаж в нашей газете, гости побывали в образовательных, художественных учреждениях, на промышленных предприятиях. О 5-й чебоксарской гимназии иностранец тоже очень восторженно отзывался. Сказал даже, что подобного в Москве не видел. Более того, вроде бы и в Англии такие школы редкость.) Оказалось, интерес был проявлен также к нашей текстильной промышленности и пивоваренной. «Я пока попробовал один сорт пива, а потом, когда приеду в следующий раз, попробую остальные», – сказал г-н Диэл, видимо, еще только вынашивающий планы относительно совместного англо-чувашского бизнеса в пивоварении. Зато поделился идеей создания в Чебоксарах технопарка. Партнерские связи нам крепить надо, не сомневается руководитель палаты, невзирая на кризис, по поводу которого у г-на Диэла такое мнение: «Скорее всего, будет хуже до того, как будет лучше, но лучше все же когда-то будет».
На вопрос об объективных и субъективных причинах с нашей и их стороны, которые надо бы устранить в целях успешного сотрудничества, руководитель палаты ответил прямо. С российской стороны это, во-первых, бюрократия. Если в документах иностранной компании, собирающейся экспортировать сюда продукцию, обнаружится даже одна не на месте стоящая запятая, то задержка может затянуться на месяцы. Во-вторых, коррупция. Стивен привел давний пример, когда его, еще сотрудника Би-би-си, задержали русские «гаишники», но за 100 рублей отпустили с миром. Об этом эпизоде журналист тогда поведал во всеуслышание всей Англии. «Диктор был в шоке: «Ты дал деньги милиционеру, то есть полицейскому?!» Англичанину такое бы в голову не пришло», – вспоминает бывший журналист.
И, наконец, в-третьих, гость высказал пожелание ввести льготы для стимулирования иностранного бизнеса, это бы очень помогло открытию того же технопарка в Чувашии. (Ох уж эти льготы, о которых грезят и наши родные российские предприниматели!) В то же время для иностранного бизнеса в Британии, кажется, нет никаких поблажек. Камнем преткновения для россиян, желающих вести коммерческие дела в стране туманного Альбиона, г-н Диэл назвал сложное налоговое законодательство. Однако самой большой, на его взгляд, проблемой является дефицит у нас экспортного товара, то есть соблазнить заграницу нам почти нечем. Поэтому более определенно говорилось об английском импорте. Так, в торговой палате состоит бизнесмен, специализирующийся на воздухоочистительных фильтрах, они прекрасно расходятся в России. «Думаю, его не придется уговаривать приехать сюда», – представитель Великобритании пообещал направить в Чувашию этого соотечественника. И еще, возможно, того, который в одном из близлежащих к нам регионов открыл магазин из серии «Сделай сам».
А нам посоветовал смотреть на перспективу, уже сегодня работая над той продукцией, которую можно будет экспортировать лет через пять. Умение мыслить стратегически очень важно для бизнеса, а для совместной деятельности нужны конкретные программы, подчеркнул Стивен Диэл, в этом плане высоко оценивший недавний визит в Великобританию премьер-министра Чувашии С. Гапликова. Выяснилось, что именно Сергей Анатольевич своей презентацией Чувашии настолько заинтересовал руководителя Российско-Британской торговой палаты, что тот временно переориентировался с Екатеринбурга на нашу республику.
Обо всем откровенно
Беседа с таким неординарным и открытым человеком, тем более коллегой, не могла концентрироваться только на теме бизнеса. Гостя спрашивали об отношении к сегодняшней прессе, о футбольных пристрастиях… И согласно кивали, когда выяснялось, что современные «теленаходки» его, как и многих россиян, мягко говоря, раздражают. На британском ТВ уже появились программы, в которых участники намеренно корчат из себя дураков. Хотя телевидение могло бы стать отличным проводником знаний в массы, посетовал гость. На счет российской прессы ответ был неоднозначным. В конце 20-го – начале 21-го века она была интересна, «потому что был период анархии, сказать можно было все что угодно, появились хорошие журналисты, но слишком много было сенсаций». Но вот почти все сегодняшние российские СМИ (наши республиканские пока не знает) бывший журналист назвал «немного скучными», что, по его мнению, отчасти объясняется негласным правилом «Делай свой бизнес – и уходи из политики». «Ходорковский этого не понял…» – беспристрастно констатировал Стивен.
А о футболе он говорил с большим пристрастием. Любимый клуб – «Арсенал», в котором теперь играет россиянин Андрей Аршавин. Стивен взял у него интервью, Андрей оставил свой автограф на футболке руководителя торговой палаты, в общем, они чуть ли не приятели. «Челси» же после его покупки Абрамовичем стал самым нелюбимым клубом шотландца, да и многих британских болельщиков. «Я считаю, что он (Абрамович) купил его не на свои деньги», – гость дал понять, что очень щепетилен в таких вопросах.
…Г-н Диэл пообещал разрекламировать Чувашию в журнале, который выпускает торговая палата. А в нее, между прочим, входят примерно 500 российских, британских и международных компаний, да прибавьте сюда тех, кто поддерживает контакты. «Когда вернусь в Великобританию, буду прикладывать все усилия, чтобы организовать бизнес-миссию, чтобы люди приехали сюда, узнали, какие у вас возможности. Чувашская Республика – очень интересная и очень перспективная, – заверил иностранный гость. И приободрил: – Надежда умирает предпоследней, последним умирает чувство юмора».
«России, наверное, следовало бы понимать, что в современном мире надо быть более аккуратной и дипломатичной в каждом сказанном тобой слове и по возможности избегать слишком крепких выражений. Речь идет подчас, в общем-то, о простейших вещах, которые внешне безвинны, но разыгрываются при желании к крайней невыгоде российской стороны. Вот смотрите: англичанин в силу особенностей своей культуры скажет: «Нельзя ли мне, пожалуйста, попросить вас о чашке чая?» А русский зачастую распорядится просто и без обиняков: «Мне – чаю!» И такого рода стилистику засчитают как агрессию».
(Из интервью С. Диэла «Российской газете»).