Потайные карманы и перчатки с «женихами»

В ЧЕБОКСАРАХ ПРОХОДИТ II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОСОБЕННЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ФОРУМ ДЛЯ ОСОБЕННОГО ЗРИТЕЛЯ

народ22 июня состоялось не только открытие фестиваля, но и творческие лаборатории художников и драматургов. Основной вопрос: а нужна ли вся та огромная работа, которую уже несколько лет проделывают коллективы 13 театров кукол из России и стран зарубежья, пытаясь внести в жизнь слепых, глухих, немых, с диагнозом ДЦП и синдромом Дауна, прикованных к кровати детей радость, удовольствие и надежду на адаптацию в окружающем их мире?
Чтобы не обидеть, таких зрителей театральные подвижники называют особенными, придумывают для них новые формы пьес и интерактивности. Судя по тому, что дети выглядят счастливыми во время таких спектаклей, а медики отмечают позитивные изменения в их дальнейшем поведении и здоровье, такой театр не просто нужен, а совершенно необходим!
Более того, он нужен не только детям – взрослые пациенты, перенесшие инсульт, показывают более успешную реабилитацию после «театротерапии». То есть экспериментальный театр востребован, причем во всем мире, который лишь совсем недавно повернулся наконец лицом к тем своим гражданам, кто в силу обстоятельств оказался в изоляции от общества. С теми, кому трудно, больно, одиноко и страшно, зачастую проще говорить через посредство кукол.
Однако как написать специальную пьесу, как сделать кукол и декорации, «вписать» театр в квартиру, больницу, специнтернат – никому толком не известно. Для того, чтобы рассказать о своих находках, обменяться бесценным опытом, и собираются в Чебоксарах директора, режиссеры, художники театров.
– Мы делали спектакль для слепых детей, – рассказал Алексей Митрофанов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, главный художник государственного театра кукол в Набережных Челнах. – Показать ничего нельзя? Создали пьесу на тактильных ощущениях, звуках, запахах. Чтобы ничего не отвлекало, ходили в носках, никаких духов, никаких посторонних прикосновений. Сделали специальных кукол: «колючего» ежика из пластикового коврика и с мокрым носом, белку с пушистым хвостом и цокающими коготками, даже земной шар с выпуклыми материками пошили из флиса. Использовали тонкие кисточки для «дождя», крахмал для хождения по «снежным дорожкам», качели для «полета», даже чай с вареньем для особенной атмосферы. И музыку, конечно. И крики ворон, дуновение ветра, касания и обнимания ростовых кукол в «шерсти», с усами, хвостами… У нас пьеса по «Ежику в тумане», но мы ее слегка переделали под тему защиты окружающей среды. Наш «Ежик и туман» – про туман-дым, пластиковый мусор, ответственность за свою планету. В конце спектакля актер заматывает Землю пищевой пленкой, а дети не дают – спасают, разрывая пленку в клочья.
– Большой общественный резонанс вызвала пьеса «Радуга для друга», – в разговор вступает Ильмар Альмухаметов, директор Башкирского государственного театра кукол, – написанная 12-летним мальчиком Мишей, который выгуливал собаку в парке и познакомился со слепым мальчиком, тоже с собакой-поводырем. Новый друг открыл перед парнишкой совсем другой, свой мир. В котором его не пускают в метро, в самолеты и в поезда даже с купленным билетом – из-за собаки, без которой он «не видит». И отберут при выпуске из интерната прибор для чтения книг со шрифтом Брайля – так положено. Миша на три дня надел черную повязку на глаза, чтобы точно узнать, каково это – существовать без зрения. А когда снял – увидел за окном радугу, но не обрадовался, ведь ее никогда не увидит друг! Он обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой издать «какой-нибудь указ, чтобы не забирали прибор у друга». Благодаря этому мальчику выпускники всех в России специнтернатов для слепых теперь могут оставить такие приборы себе.
А для глухих детей работает театр «Тишина», где актеры специально учат и используют язык жестов. Пока такие постановки в России наперечет, но движение есть.
Для детей с другими заболеваниями театральные волшебники придумывают иные интересности. В Чувашском государственном театре кукол работа с лежачими детьми-инвалидами на дому началась еще в 2009 году со спектакля «К тебе сказка в дом пришла», поддержанного грантом Минкультуры России.
– Это моноспектакль, ведь в маленьких комнатах не развернуться с декорациями и множеством актеров, – вспоминает первые шаги Светлана Зверева, художник-постановщик Чувашского театра драмы, тогда работавшая художником кукольного театра. – Придумали костюм-декорацию: на ткани и поля, и леса, и реки. Согнет актер руку – один пейзаж, разогнет – другой. В широченных рукавах – потайные карманы, в них перчаточные куклы. Следующая пьеса, «Белая кошка», игралась в «домике» из обручей. Каждому зрителю на память оставляли куклу, а потом дети приходили уже на спектакли в театр с теми куклами, вспоминали приезд артистов как чудо. Сегодня мы представляем пьесу «Одинаковыми быть нам необязательно» про дружбу жирафа и носорога.
Благодарность выразила директору театра кукол, заслуженному работнику культуры Чувашии Елизавете Абрамовой главврач чебоксарской горбольницы № 1 Лидия Воробьева: для реабилитационного кабинета мастерская театра пошила необыкновенные перчатки. Большой палец оформлен как «жених», остальные – его «невесты», которых он должен «поцеловать» по очереди. С юмором восстановление мелкой моторики пациентов, перенесших инсульт, идет куда как успешнее!
– Мы ж вам перчатки на правую руку сшили? А вот перчатки на левые! – вручила под аплодисменты зала Лидия Ариевна новые «тренажеры».
Об ответственности за зрителя напомнил собравшимся Станислав Железкин, народный артист России, основатель и бессменный руководитель Мытищинского театра кукол «Огниво». На его памяти случай, когда чересчур громкий звук в театре привел к тому, что юный зритель стал заикаться. Привычный метод отвлечь зрителя от перестановки декораций – стробоскоп, по мнению медиков, может вызвать приступ эпилепсии. Отсутствие взрослого рядом, излишняя близость к сцене и другие специфические для нездоровых детей факторы нужно обязательно учитывать. При работе с особенными детьми необходимы консультации медиков, воспитателей-корректоров. Впрочем, приходится учитывать и массу моментов, не связанных с медициной.
Как получить грант на работу с особым зрителем? Редкий театр в наше время не имеет финансовых проблем, поэтому возможности для благотворительности весьма ограничены. Есть московский опыт «двойных» спектаклей: видеоряд – для обычного, а звукоряд – для слабовидящего зрителя, благодаря чему продается часть билетов (для особенного зрителя спектакли идут бесплатно). За рубежом государство спонсирует постановки для детей с ограниченными возможностями, но все начиналось, как у нас сейчас, с работы волонтеров клоунами по программе «Больничный доктор». Популярна идея ставить спектакли для потенциальных меценатов, собирая успешных предпринимателей и завязывая им глаза на время спектакля. «Встряхнуть» бывает полезно не только творческие натуры.
Но и без крайних мер находятся люди, которые выделяют средства на добрые дела: на открытии фестиваля директору Чувашского государственного театра кукол был вручен сертификат на установку лифта для поднятия в залы зрителей в инвалидных колясках. Он будет смонтирован еще до конца года.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.