Петр Васильев из деревни Тувси Цивильского района еще недавно был причастен к олигархической «нефтянке» – работал на крупной московской нефтебазе. Не топ-менеджером, конечно, а обычным трактористом, но все равно неплохо получал. Жил в уютном общежитии за умеренную плату, после месячной вахты регулярно наведывался домой. В конце прошлого года приехал уже не в гости, а насовсем – сократили. Чем заняться? Есть работа, конечно, на подворье, хотя и не очень обширном: в стойлах одна корова, четверка овец, свинья. Так ведь каждый день требуется наличность на хлеб, прочий магазинный продукт. С московских заработков, правда, кое-что с женой скопили, но много требуется на двоих детей-студентов, да третий на подходе. Словом, надолго запасов не хватит.
Подался в строительную бригаду при местном СХПК «Память Ульянова». «И как платят?» – спрашиваю. «Сам не знаю, пока ничего не получал, похоже, за спасибо работаю», – отвечает. «Если снова в Москве работа появится, поедете?» «Конечно», – говорит.
На территории Тувсинского поселения, по данным главы Т. Ильиной, проживают 1095 человек. Порядка 100 числятся в СХПК. Именно числятся, поскольку в действительности работают человек двадцать. Остальные до недавних пор ездили в отход – в Москву в основном. По подсчетам Татьяны Дмитриевны, процентов 15 таких было от общей численности трудоспособных мужиков.
И вот все больше их после возвращения домой, по прошествии традиционной «расслабительной» недели, стало оставаться в деревне. Кое-кого жены перестали отпускать – одним тянуть домашнее хозяйство тяжело, но большая часть гастарбайтеров в Первопрестольной попросту оказалась лишней. Правда, двое-трое самых упертых все еще находят там себе дело, остальным приходится думать, как жить дальше.
Сказать, что местная администрация загодя предвидела наплыв безработных, нельзя. Хотя на то она и власть, пусть местная, должна была это сделать. А если уж не получилось, пора что-то предпринимать сейчас. Но что именно – глава, судя по всему, еще не знает, а посему «возвращенцы» устраиваются сами.
Два Юрия – Арсентьев и Павлов – пошли буквально по накатанной колее, подавшись водителями на маршрутные «Газели» в цивильский филиал известной таксофирмы «Лидер». Удобно – та же вахта, остается время и на личное подворье, так что, можно считать, им повезло. Другой экс-гастарбайтер нашел место тракториста в находящейся поблизости женской колонии. Третьи же, как Петр Васильев, считай, скуки ради ходят в местный сельхозкооператив, который, казалось бы, и должен стать сейчас главным работодателем. Он им и является – на сегодня найдется дело для нескольких механизаторов и животноводов на фермах, которых в хозяйстве целых три. Однако после 30-тысячных московских заработков 3-4 тысячи, что сулит работа в СХПК, некоторые гастарбайтеры, видимо, считают оскорбительными. И они по-своему правы.
Остается так называемая самозанятость в виде личного подворья. Этот источник занятости, так сказать, автоматический. То есть независимо от того, есть у тебя постоянная работа или нет, в личном хозяйстве каждый день приходится работать, чтобы иметь элементарную пищу. Если, конечно, на дворе еще что-то осталось – иным любителям погулять и здесь уже нечем заняться.
Однако, по мнению Т. Ильиной, тут не все так просто. Чтобы выгодно вести личное подсобное хозяйство, сейчас без собственного трактора не обойтись. «Безлошадным» его приходится нанимать и на пахоту, и на перевозку кормов. Набегают приличные расходы – за одну только вспашку отдай три сотни. Многие обзавелись мотоблоками, но это лишь для огорода.
Другой момент – экономический. Поголовье и коров, и свиней в поселении в последнее время сокращается, и не потому, что большинство мужиков в отходе и некому ухаживать. Просто не очень выгодно стало из-за низких закупочных цен – известная причина. При такой ценовой политике могут извернуться лишь действительно только самые предприимчивые единоличники. А что ни говори, это дано не каждому сельчанину, будь он даже абсолютным трезвенником. Но если цены станут достаточно высокими, то, сдается, численность хозяев подворий, держащих буренок и чушек не только для своего стола, но и на продажу, заметно увеличится. А значит, и проблема самозанятости может решиться. Только данное предположение скорее из области несбыточного, во всяком случае в ближайшее время.
Тем не менее крестьяне, в том числе вернувшиеся с заработков, не очень-то спешат в райцентр на биржу. Тамошний контингент в январе пополнился в основном за счет жителей Цивильска и работников двух реструктуризированных сельских школ. Если на 1 февраля прошлого года на учете в центре занятости состояли, по данным директора В. Трофимовой, 173 человека, то нынче – на 120 больше. Значительный приток дала закрывшаяся организация «Теплоэнергосетьгаз».
Кое-какие вакансии, по словам Валентины Ивановны, в городе появляются, но в большинстве случаев отправляют людей по заявкам работодателей с сельскохозяйственных предприятий Подмосковья. Можно, конечно, поиронизировать: мол, опять гастарбайтерство выручает, но, видимо, не стоит. В сложившейся ситуации уже не до патриотической позы. К тому же не везде еще и нашим строителям отказано в работе. Как сказали в администрации другого сельского поселения Цивильского района – Чиричкасинском, – после Нового года десятка полтора местных мужиков снова отправились в Москву. Пока не возвращались…
Опубликовано: 20 февраля 2009 г.
Вообще то гастарбайтер это рабочий иностранец,а Чувашия по моему пока еще в составе России,или я ошибаюсь господин Иванов?
О Чувашских гастрабайтерах:
http://www.youtube.com/watch?v=ljFwZkhq9FM
Что изменилось с тех пор?
хоть куда податься -лишь бы платили. С такой мыслью живут многие мои соотечественники как в деревных, так и в городах республики. А что сделано с тех пор? ничего…