Театры возвращаются к работе после каникул. Традиционный сбор прошел уже в театре оперы и балета, Русском и Чувашском драматических театрах. А кукольный театр 11 августа уже и вовсе открыл новый сезон. Что нового появится в репертуаре?
ЗРИТЕЛЕЙ ЖДУТ ДО ОТКРЫТИЯ
В Театре оперы и балета привычно озаботились главными событиями сезона – оперным и балетным фестивалями, на которые придутся и премьеры нового сезона. Для новой оперной постановки выбрана «Аида» Верди. А вот насчет балетной премьеры здесь еще думают.
20 сентября занавес откроется спектаклем «Сарпиге» Ф. Васильева в постановке Елены Лемешевской. Премьера прошлого сезона успела побывать и на балетных фестивалях за пределами Чувашии, в частности, в славном городе Уфе. Но выступления здесь начнутся уже до официального открытия. Например, в театре планируют дать концерт, посвященный юбилею заслуженной артистки России, народной артистки Чувашии Тамары Чумаковой, успешный дебют которой на оперной сцене Чувашии состоялся 22 мая 1960 года, когда она исполнила партию Чегесь в опере «Шывармань» Ф. Васильева и стала ведущей солисткой музыкального театра.
ТАЙНА ФАЛЬШИВОЙ МОНЕТЫ
В Русской драме в планах на новый сезон – сразу две постановки о власти денег. Эту тему здесь, видимо, считают актуальнейшей на сегодняшний момент. Названия говорят сами за себя. Уже с конца прошлого сезона идут репетиции спектакля «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского (режиссер Ашот Восканян). А на очереди другая классика – «Фальшивая монета» Максима Горького (в постановке Владимира Красотина). И если Островский в репертуаре РДТ представлен не слабо («Счастливый день», «Последняя жертва», «Без вины виноватые»), то мысли основателя соцреализма давно не звучали с этой сцены. Кстати, «Фальшивую монету» к названному направлению никак не отнесешь.
Нашли здесь потенциально увлекательное и в зарубежной драматургии. Были озвучены намерения поставить «Шарады Бродвея» Мери Орр и Реджинальда Дэнема (за постановку тоже берется А. Восканян), позволяющие сделать не только спектакль, но и устроить феерическое шоу. А также пронзительную пьесу польской писательницы и поэтессы Агнешки Осецкой «Вкус черешни» (будущая работа В. Красотина), которую наши зрители знают в лучшем случае как автора польских песен «Да здравствует бал!» и «Сядь в любой поезд», но которую очень любил Булат Окуджава. Булат Шалвович, кстати, сделал и переводы некоторых песен, органично вплетенных в структуру этой пьесы.
Для Русского драматического театра нынешний творческий год – юбилейный. Осенью здесь откроют 90-й театральный сезон. По этому поводу коллектив готовит выставки и всевозможные вечера и встречи со зрителями.
«БАБА ШАНЕЛЬ» – УЖЕ ОСЕНЬЮ
В Чувашской драме на традиционном сборе тоже вспоминали об Островском. И для чувашского драматического театра нынешний сезон – юбилейный. Но этот театр старше РДТ на пять лет. Ему исполняется 95. Первой постановкой театра в далекие годы была «Не так живи, как хочется» по пьесе классика русской драматургии. К юбилею, который состоится в феврале будущего года, театр подготовит премьеру по пьесе того же автора «Бедность – не порок».
В коллективе в данный момент готовят сразу три премьеры. Первым в этой праздничной череде стоит спектакль, название которого можно перевести как «Суженый пришел в дом», по пьесе Александра Портта (над ним работает Василий Пектеев). Следующая премьера особенная – это первая «взрослая» постановка ведущего актера чувашской сцены Валерия Карпова. Для своего своеобразного дебюта он выбрал и пьесу-дебют автора из Комсомольска-на-Амуре, исследователя русской классики Бориса Дрозда «Женитьба Дядюкина». Пьеса о том, что, как бы женщина и мужчина ни доказывали друг другу, что могут прожить одни, природа берет свое.
К постановке здесь взяли и пьесу Николая Коляды «Баба Шанель», динамичный, как все у Коляды, рассказ об участницах художественной самодеятельности, а проще говоря, группе старух из вокального ансамбля «Наитие», которых поставили перед фактом прихода новой солистки, более молодой и статной пенсионерки. Настоящая находка для коллектива, имеющего народных артисток с колоссальным опытом и харизмой. Главные роли уже репетируют Вера Кузьмина, Нина Григорьева и Нина Яковлева. Открытие юбилейного сезона запланировано на 6 октября.
КУКЛАМ ОТДЫХАТЬ НЕКОГДА
В театре кукол столь раннее открытие нового, 68-го по счету сезона объяснили премьерными показами нового спектакля, которые прошли в рамках федерального проекта Минкультуры России, связанного с постановкой спектакля «Носорог и жирафа» Г. Хорста для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями с целью их интеграции в здоровую среду.
Эта пьеса выбрана неслучайно: ее основные герои – неуклюжий Носорог и грациозная Жирафа очень разные, но это ничуть не мешает им дружить и быть искренне привязанными друг к другу.
Постановщиками выступили главный режиссер Волгоградского областного театра кукол Владимир Куприн и художник из Самары Любовь Борисовская. Спектакль выпустили два актерских состава, и наряду с мастерами сцены в сказке играют и молодые актеры театра.