В Красноярске простились с народным художником России, заслуженным художником Чувашии Владимиром Мешковым, произведения которого украшают Русский музей, Треть-яковскую галерею, музеи Севера и Чувашии.
Уроженец чувашской деревни Сятракасы (Чебоксарский район), который попал в суровые края еще восьмилетним мальчишкой, с малых лет привыкшим самостоятельно зарабатывать на хлеб, никогда не гнался за славой. В свое время отказался жить и работать в Америке, когда завороженные его линогравюрами американцы обещали предоставить ему все мыслимые условия для работы. А главной наградой считал то, что представители малых народов Севера зовут его «Гирки Мешков», что значит – друг Мешков.
За свою долгую жизнь, а прожил он почти 93 года, Владимир Ильич успел многое. В арсенале художника 45 тысяч работ. Он – соавтор хакасского букваря, для которого создал больше 400 рисунков, сценограф и педагог, иллюстратор и автор пособия для граверов. Первые же его иллюстрации к хакасской книге были до того удачны, что он стал основным иллюстратором книг на хакасском языке. Интересно, что главным образом благодаря Мешкову эвенки в свое время начали читать прессу. Именно с окружной газеты «Эвенкийская жизнь» начался его путь художника. Еще в 1939 молодого журналиста вызвал первый секретарь крайкома К. Черненко и объяснил, что эвенки сплошь неграмотные и из газеты делают самокрутки, поэтому нужен хороший художник для пущей наглядности и доступности. И Мешков поехал по стоянкам оленеводов, знакомился с людьми, рисовал все, что видел, полюбив этот бескорыстный и бесхитростный северный народ. И люди это сразу почувствовали. Газета стала пользоваться большой популярностью. Ее уже не рвали на самокрутки, а, наоборот, бережно хранили и передавали из рук в руки.
Когда грянула война, Владимир Мешков воевал на Северном Кавказе, где шли жестокие бои, освобождал Ростов, Харьков и Киев. А после войны неимоверно требовательный к себе художник продолжил работать, не зная отдыха. Создавал кружки в школах и детских домах, основал свою школу. Учеников и почитателей его искусства с тех пор множество по всему миру. Знаменитый Рокуэлл Кент был потрясен красотой его гравюр и написал ему: «Думаю, что я никогда не видел, чтобы Север был нарисован так захватывающе». Его работы оценил Фидель Кастро, приезжавший с визитом в Красноярск, и сразу же пригласил на Остров свободы, где его выставки пользовались большим успехом.
Не мог оставаться такой яркий человек в стороне от общественной жизни. Он был одним из лидеров чувашей в Красноярском крае, возглавлял краевое Чувашское общественно-культурное объединение. За что бы ни брался, будь то графика, живопись, обучение молодых, помощь людям и просто человеческое общение – все у него получалось искренне и оптимистично. – Первоисточником всего считаю любовь к своей Отчизне, – говорил он в интервью журналистке Нэле Лактионовой. – Я пытался рассказать о родине охотников, оленеводов, рыбаков, землепроходцев, геологов. Об их размышлениях о земле, солнце, снеге, северном сиянии».
Поклонники его творчества намереваются организовать музей художника в поселке Тура, в центре Эвенкийского района Красноярского края.
Ушел Великий сын чувашского народа, его последние слова были: «Я Мешков Владимир Ильич, я ЧУВАШ».