Года два назад в нашей газете была статья под многообещающим заголовком «Творить красоту вместе с жильцами». Речь шла об управляющей компании «Мегаполис», работающей в Чебоксарах. Ее руководитель Ольга Баринова взяла под опеку массу офисных и торговых помещений, а вот жилой дом – всего один, в качестве эксперимента. Мы тогда с Ольгой Витальевной прошлись по всем этажам дома, что по ул. К. Иванова, 88. Побеседовали с жильцами.
ОБЕЩАЛИ…
В подъездах чистота, лампочки энергосберегающие тогда только что ввинтили. По одной на каждый подъезд, чтобы определить, выгодно или нет полностью оснащать ими дом. Попадавшиеся навстречу жильцы в один голос хвалили работу своей УК и столь же дружно жаловались на высокие коммунальные тарифы, установленные «сверху». К тарифам же на текущий ремонт и содержание, которые эта УК устанавливает только после скрупулезных совместных подсчетов с ТСЖ, люди претензий не имели.
Все бы хорошо, но вот третий подъезд сильно огорчал Ольгу Витальевну, там ктото периодически выводил из строя информационную доску. Впрочем, директора подобные трудности не останавливали, она даже не прочь была охватить своей заботой еще один жилой дом в округе. И планы на предстоящее лето строила вовсе не фантастические – за счет статьи «содержание жилья» украсить все подъездные окна занавесками, а двор – цветочными клумбами. «Жильцы тоже обещали ухаживать за цветами, поливать, пропалывать. Будем вместе создавать красоту вокруг себя», – оптимистично заявила тогда директор УК.
ОБЕЩАЮТ
Зима, конечно, не лучшее время для любования клумбами, но в расчете на памятливых жильцов я на днях решила прогуляться до 88-го дома. Первая же встреченная мною жиличка, Светлана, с удовольствием разговорилась на цветочную тему, рассказала про ведерки с цветами, укрепленные на железных опорах, украшавшие в теплое время двор. Но закончилась эта идиллия, как я поняла, раньше времени. «Очень красиво цвели, а потом пропали», – сообщила Светлана, считающая, что лучше сажать в городском дворе неприхотливые многолетники, такие как мальвы, защитив их металлическим заборчиком от любителей шастать по газонам. На мое предположение, что заборчик, вероятно, потребует дополнительных расходов с жильцов, она отреагировала так: «Ну сколько с человека? Рублей 200-300. Мне на такое дело не жалко». Хозяйственная Светлана, недавно купившая здесь квартиру, готова и семенами многолетников поделиться, и на субботник по разбивке клумб выйдет, если, конечно, об этом заранее известят. А то ведь в будни у нее – работа, а в летние выходные – помощь родителям, живущим в деревне.
Андрей и Ольга из другого подъезда, тоже всего пару лет назад переехавшие сюда, не припомнили ни субботников, ни объявлений о них. Впрочем, это, может быть, потому, что люди они тоже занятые. То дочери, живущей отдельно, надо помочь, то матери. Дача опять же требует приложения сил. В общем, как сойдет снег и до самой осени – своих забот невпроворот. Но поработать на общее благо, говорят, согласны. «Мы не против субботников», – единодушны супруги.
Воспоминаниями о лете вызвала я на разговор и молодую маму, вышедшую на прогулку с малышом. Да, она тоже заметила цветы во дворе, а еще видела, как сами работники управляющей компании красили заборчик, окаймляющий детскую площадку. Нет, на субботник ей проблематично выйти, у нее ведь двое маленьких детишек. Супруг? Тоже вряд ли, он сильно занят на работе. «Я, честно говоря, не очень понимаю полномочия управляющей компании, что должна делать она, а что жильцы, – призналась собеседница. – Вот если бы была маленькая брошюрка, основные своды на эту тему, я бы с ними ознакомилась. А читать весь кодекс… Вообщето выдержки можно поместить в подъездах на информационных досках». Помня об «особенном» третьем подъезде, я поинтересовалась, везде ли висят эти доски и в каком они состоянии? Оказалось, одна доска исчезла, ее могли разбить мальчишки. И никто в доме не пытается воспитывать мальчишекхулиганов?
– Нуу, – осторожно протянула она, – это вопрос тонкий. Тут – юношеский максимализм и желание проверить границы дозволенного, я думаю…
– Так ведь расплачиваться за юношеский максимализм в итоге придется ни в чем не повинным жильцам из своих денег за ремонт и содержание дома, – горячилась я.
– Думаю, это недорого стоит, – улыбнулась добрая женщина и произнесла монолог, под которым наверняка подпишется каждый второй: – Чтобы всем этим заниматься, нужно иметь четкое намерение и четко понимать – зачем. Если начать разбираться в таких нюансах, надо разобраться во всех платежах. Я пыталась раньше. Мне объяснят, спросят «Понятно?» Говорю, нет, непонятно. Объясняют еще раз. Понятно? Говорю, нет, не очень. А в третий раз уже неудобно спрашивать. Потому что это только по одной графе пытаются объяснить, а в платежке их целый десяток.
А ОНА НЕ ВЕРИТ
Порадовавшись за тех, кому повезло с ТСЖ и управляющей компанией настолько, что можно не проверять платежки изза опасения быть обманутым, я направилась в офис «Мегаполиса». В полной уверенности, что раз все неплохо получилось с одним домом, то жилья в управлении у Бариновой прибавилось.
– Да я и за этот-то дом не держусь, – огорошила она и долго не называла причину охлаждения к жилому сектору. Но потом решила выговориться: – В одиночку тяжело бороться за чистоту и уют, а у жильцов только потребительский настрой. Я стараюсь экономить их деньги. Вот, например, решили покрасить забор, в смету заложили 15 тысяч рублей. Посчитала – уложимся в пять тысяч, если выйдем на субботник. Попросила председателя ТСЖ, чтобы он организовал жильцов. Купили кисточки, краску, растворитель. И что вы думаете? Два дня мы вдвоем с председателем красили этот забор. Никто не вышел. Зато потом подошла одна жиличка с претензией: «Почему только с одной стороны забор покрасили?» Но я же не маляр, чтобы эти тонюсенькие жердочки со всех сторон прокрасить, уж как получилось. Знаете, как обидно было?!
Рассказала Ольга Витальевна про почтовые ящики, замененные три года назад, как только «Мегаполис» взял этот дом. Сегодня на некоторых ящиках краска облуплена и место выемки раскурочено, «ломиком, видать, открывали». При том что посторонним вандалам в подъезды войти непросто.
Любители животных развели в подвалах кошек. По первому этажу начали стаями скакать блохи. Провели дератизацию, потратив деньги, собранные на содержание жилья. Кошек выставили на улицу, но вскоре ктото опять запустил их в подъезд. Эпопея с блохами повторилась на те же деньги. «Вы их приручили, вот и возьмите домой, в квартиры», – увещевала директор УК безответственных кошколюбов.
В подвалах – кладовки. Уберутся хозяева в своих отсеках и коробки с отходами тут же оставят, не в силах, видимо, донести до мусорного контейнера. А за обслуживание подвала отдельно не платят, потому что это общедомовое имущество.
И про цветы рассказала Ольга Витальевна. От наземных клумб отказалась, потому что «за ними тяжелее ухаживать, ухаживали бы жильцы, сделала бы клумбы». Выбрала ампельные конструкции. Работали опять вдвоем с председателем ТСЖ – устанавливали металлические стойки, красили и разрисовывали ведерки для цветов, сажали купленные в известной агрофирме семена. «Кто-то выкопал цветы, возможно, совсем чужие люди. Но ты же видишь, ты живешь в этом доме – принеси с дачи, привези из деревни несколько кустиков, посади вместо выкопанных…» – удивлялась она равнодушию жильцов.
И оконные занавески, что теперь придают уют каждой лестничной площадке, жильцы не берегут. Курят в подъездах, возле окон. Весь дым – на белоснежный тюль. Опять статья «содержание общедомового имущества» лишний раз затребована – на стирку, переживает управляющая. «Я тут на лето планы строить начала, хочется чегото нового. А председатель говорит: да ладно, зачем? Вот и я думаю – зачем?» – закончила она свою исповедь.
P. S. Пока материал готовился к печати, в четвертом подъезде исчезли все занавески, их кто-то украл с лестничных площадок. Этот кто-то ходил по этажам со стремянкой (иначе не дотянешься), уверенный в полной безнаказанности. Жильцы, как обычно, никого не видели и ничего не слышали.