Выступление Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова на торжественном собрании, посвященном 160–летию со дня рождения И.Я. Яковлева, 24 апреля 2008 года
Хисепле тавансем, ентешемерсем, хакла ханасем!
Уважаемые соотечественники, дорогие гости!
Уважаемые правнучка и прапраправнук нашего дорогого юбиляра!
Сегодня как в этом зале, так и во всемирной сети Интернет собрались представители многих субъектов Российской Федерации: из чувашской диаспоры, национально-культурных объединений, общественных и творческих организаций из самых разных регионов и стран.
И поэтому обращаюсь к вам не только на своем родном языке, который горячо люблю, но и на языке, о котором наш Патриарх и Учитель говорил, что это «открытое окно в большой мир».
Я только что привел старинную чувашскую поговорку: «Доброму человеку и два века мало». Действительно, если благородные и мудрые дела доброго человека связаны с судьбой народа, его счастьем, его будущим, он является поистине бессмертным! Иван Яковлевич Яковлев как никто другой из исторических деятелей олицетворяет героя национального эпоса Улыпа, потому что его гражданский подвиг во имя народа является беспрецедентным. В то время, когда у чувашей не было ни собственной письменности, ни профессионального искусства и не было ясности, как и куда двигаться дальше в период назревающих реформ и революций, Иван Яковлевич указал родному народу дорогу в будущее, дорогу к просвещенности, дорогу в цивилизованный мир.
Воспитанный народом, ибо остался он сиротою трех лет от роду, он рано стал Гражданином – Гражданином с большой буквы – и уже в 20 лет создал первую чувашскую школу, ставшую колыбелью для культуры всего чувашского этноса. До самых последних дней своей многотрудной жизни, полной и тревог, и радостей, и достижений, и предательств, Иван Яковлевич оставался Созидателем, Творцом, неутомимым Борцом с невежеством, несправедливостью, бескультурьем, ограниченностью и косностью мышления. И в 40, и в 60, и в 80 лет он верил в успех своего дела и был убежден, что труды его будут не напрасны. И вот сегодня, в день 160-летия со дня рождения Ивана Яковлева, мы снова и снова убеждаемся, как удивительно прозорлив был его Гений, как удивительно тонок, но крепок был его Дух! И как потрясающе актуально звучат многие его высказывания, а его «Завещание чувашскому народу» я бы назвал Духовным завещанием для всех народов земли российской!
Гении принадлежат не эпохе, а вечности. И хотя со многими из них нас разделяют века, мы ощущаем себя современниками, потому что очень часто наши мысли и дела созвучны. И это великое счастье, что у нашего народа есть Яковлев.
Учитель, писатель, мыслитель, исследователь, создатель чувашской письменности – он был, говоря словами Александра Сергеевича Пушкина, «первым нашим университетом». И не только потому, что стал первым чувашом, поступившим в университет, и не потому, что стал первым чувашом, начавшим копить деньги на открытие университета для сородичей. Поражают широта и многообразие титанической работы Патриарха – научная, литературная и общественная деятельность, книгоиздательство и переводы Библии и русских классиков, создание собственной педагогической системы и учебных заведений. Его жизненный путь по праву может быть назван Великим Образцом неустанного подвижнического Служения во имя Родины и народа.
Концентрированное выражение идей великого просветителя содержится не только в его Духовном завещании. Но именно этот удивительный по силе и глубине документ содержит правила жизни, важные для каждого человека, для общества и государства. Мудрость и дар предвидения позволили Патриарху заглянуть сквозь десятилетия в будущее и наметить пути развития родного края, увидеть судьбу чувашского этноса.
«Вырас патшалахне шанса пуранар, ана юратар, вара вал сирен аннер пуле» – «Верьте в Россию, любите ее, и она будет вам матерью», – говорил Иван Яковлевич Яковлев. Вхождение Чувашского края в состав Русского государства и последующее обращение чувашей в православие оказались событиями эпохального значения.
Они определили весь ход новой социальной и этнической истории чувашей, избавив их от реальной угрозы исчезновения. Наш Учитель прекрасно осознавал значение России, справедливо полагая, что сближение чувашей с русским народом послужит дальнейшему укреплению российской государственности, сохранению ее этнокультурного многообразия как потенциала социально-экономического развития и конкурентоспособности страны. Он был уверен, что тем самым будут созданы благоприятные условия для процветания многонациональной российской культуры с учетом самобытности чувашского народа, его культуры и языка.
Спустя восемь десятилетий Президент России Владимир Путин, выступая в здании Чувашского академического драматического театра им. К.В. Иванова в 2004 году, отметил, что в Чувашии вопрос национальностей деполитизирован, и там, где могли бы произрастать какие-то конфликты, вся энергия, весь потенциал народа направляется на то, чтобы поддерживать друг друга. И этот аспект чрезвычайно важен сегодня, когда в мире существует опасная тенденция подмены национальной политики решением проблем на этнической почве. Столь высокая оценка нашей работы, данная главой государства российского, показывает, насколько своевременными были идеи Яковлева, и свидетельствует о том, что мы, ныне живущие, руководствуясь мыслями великого просветителя, опираясь на его наследие, выбрали верные ориентиры общественного развития.
В основе мощного созидательного творчества Патриарха лежала глубокая вера в Бога – вера, которая очищала и вдохновляла его, утешала и давала силы бороться за свой народ, за его настоящее и будущее.
«Енену этемен асне, камалне сунатлантарса самаллатать, чун пурнасне канаслах парать, лаплантарать; инкек-синкек, хуйха – мен курна вахатра чуна хават парать; ессем анса телейле пуранна чух енену чуна тасатать, ана сутатса тарать», – тене Иван Яковлевич. – «Вера окрыляет силы ума и сердца, дарует внутренний мир, утешает и ободряет душу в часы несчастья и горя, очищает и просветляет ее в счастье и удаче», – писал Просветитель.
Он знал, что вера, проникающая в души людей через родной язык, через образование и семью, способна объединять малые народы вокруг русского народа и укреплять Российскую державу. Поистине прорывом в распространении идей духовности стал перевод текстов Священного Писания на чувашский язык. Этому монументальному, титаническому труду Иван Яковлевич отдал 50 лет, и он фактически стал делом жизни Просветителя. К сожалению, Яковлев не успел завершить эту работу.
«Эпе туса петереймен ессене эсир туса петерер. Тура сыруне сырна кенекесене петемпех чаваш халахне парар – этемсен Турапа перлешсе пуранасси синчен калана асла самах кенекисене чавашла кусарса петерер» – «Доделайте то, что, может быть, не удастся закончить мне, дайте чувашскому народу Священное Писание полностью, завершив перевод Ветхого Завета», – писал почетный член Британского и иностранного Библейского общества в Лондоне Иван Яковлевич Яковлев в своем Духовном завещании.
И сегодня с великой радостью могу сообщить, что его труд в начале этого года завершили наши современники. А в следующем году будет издан полный текст Библии на чувашском языке, и чуваши станут вторым народом в Отечестве после русского, который может читать все Священное Писание на родном языке.
Духовный стержень, выплавленный выдающимся сыном чувашского народа, продолжает объединять народы, закалять наши сердца. Чувашия стала родным домом для представителей 97 национальностей. В республике создаются все условия для того, чтобы каждый народ мог развивать национальную культуру, возрождать и сохранять свои традиции, язык. Атмосфера взаимопонимания царит и между верующими 12 конфессий и деноминаций. В республике реставрируются и строятся новые храмы, мечети. Особой популярностью пользуется великолепный по архитектуре и мощный по своей внутренней энергетике Покровско-Татианинский собор, который строился по принципу ниме. Первоначально задуманный для студентов и молодежи, он стал местом паломничества жителей всей Чувашии.
Иван Яковлев – великий реформатор, вдохновитель и организатор демократизации, модернизации системы образования в духе народных традиций гуманизма. Образцом школы будущего в 20-е годы прошлого века стала Симбирская чувашская школа, впитавшая и опыт Яснополянской школы Льва Толстого, и основы педагогических систем Сократа, Квинтилиана, Лютера, Джона Локка, Руссо, Песталоцци, Дистервега. А идеи самого Яковлева получили широкое распространение не только в дореволюционной России, но и во многих странах мира, его опыт отражен во всех хрестоматиях Российской Федерации и учебниках по истории педагогики, признанных лучшими в стране и мире.
Благородная миссия просвещения народов Поволжья и Урала, которую взвалил на свои плечи Патриарх, была тесно связана с духовностью. Модель яковлевской школы актуальна и сегодня, поэтому на её ценностях строим современную систему образования и воспитания в Чувашской Республике, ведь знания без духовности скорее опасны, чем полезны.
Свою работу в Чувашии мы начали 14 лет назад с модернизации образования. Последовательно, кропотливо, нелегко, но с глубочайшей верой в дело Яковлева велась работа по созданию равных условий для получения качественного образования всеми детьми республики. Педагогические идеи Просветителя нашли свое развитие в целях и задачах современной школы, в структурной перестройке системы образования, тесно переплетенной с жизнью республики и народа, создании нового поколения учебной литературы на родном языке, развитии сети современных образовательных учреждений, реформировании школьного дела с целью формирования достойной личности, развития многоязычия, обновления системы подготовки педагогических кадров.
В рамках реализации программы «Новая школа» сформирована эффективная образовательная сеть, в которой «точками развития» для Чувашии стали 138 базовых школ, 51 ресурсный центр для учащихся и 11 ресурсных центров для профессионального образования. Сегодня они представляют собой суперсовременные модели Симбирской чувашской школы и являются центрами воспитания духовности. В них созданы мирового класса учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная базы. В современные образовательные сельские центры ежедневно подвозят более 11 тысяч детей почти из 800 деревень на 277 школьных автобусах. Двери наших высших образовательных учреждений открыты для всех – здесь учатся представители не только различных народов России, но и стран ближнего и дальнего зарубежья. А число студентов, приходящееся на 10 тысяч населения, за последние 7 лет увеличилось на 63 процента (в Российской Федерации – на 39 процентов).
Значительно возросло количество участников олимпиад, соревнований, конкурсов, расширились возможности получения школьниками дополнительного образования. В 2007 году каждый третий старшеклассник участвовал в различных интеллектуальных состязаниях. Увеличивается число победителей всероссийских олимпиад. По итогам прошлого года 28 старшеклассников стали победителями и призерами по 14 предметам, что почти в три раза больше, чем в 2005 году. Шесть человек выиграли всероссийские олимпиады профмастерства. Учащиеся четвертых классов Чувашии, участвуя в международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS-2006 в составе российской команды, возглавившей лидирующую группу стран, показали самые высокие результаты.
Благодаря проведенным прогрессивным преобразованиям в системе образования республики чувашские дети не просто успешно, а массово начали занимать студенческие места в ведущих учебных заведениях страны. В Чувашии результаты единого государственного экзамена у выпускников сельских базовых школ сравнялись с уровнем знаний городских школьников. В 2007 году более половины выпускников сельских школ стали студентами вузов, что в 1,5 раза больше, чем в 2000 году. Созданные условия для интеллектуального, духовного и творческого роста позволяют нашей молодежи выдерживать самую серьезнейшую конкуренцию на российском и даже международном рынках труда.
Большим стимулом стали гранты и премии Президента Чувашии, а затем и Президента России, благодаря которым лучшие учителя получают мощный заряд для своей просветительской работы.
Системная работа в сфере образования позволила Чувашии стать лидером в области реализации приоритетного национального проекта «Образование». Это не моя оценка, а Президента страны.
Систему поддержки лидеров мы распространили также на дошкольные учреждения и учреждения начального профессионального образования. Мечта Яковлева видеть свой народ грамотным, просвещенным и талантливым планомерно воплощается в жизнь.
«Возвращайтесь же к своим соплеменникам с сокровищами научного знания, насаждайте среди них понятия гражданственности, учите их закону и праву», – призывал Учитель своих соотечественников, и это всегда актуально. Верю, что та по-настоящему золотая молодежь, что набирается знаний в лучших вузах страны и за рубежами России, славно послужит своей малой родине. Чувашии, отдающей сегодня все лучшее своим сынам и дочерям, нужны не просто образованные и талантливые люди, а специалисты с активной гражданской позицией и высокой ответственностью за судьбу Родины, народа.
Патриарх, выезжавший в Европу для изучения организации образовательного процесса, в беседах с учениками не раз подчеркивал, что знание родного языка – величайшее из духовных сокровищ народа. «Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему», – говорил он. Этот принцип придает особую целостность системе Яковлева. Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствует развитию языков и культур народов, проживающих в Чувашии, создает условия для повышения их общей культуры и межнационального согласия.
Окончание: Н. Федоров: Верьте в Бога, любите Россию, берегите семью!
«Иван Яковлев – великий реформатор, вдохновитель и организатор демократизации, модернизации системы образования в духе народных традиций гуманизма. Образцом школы будущего в 20-е годы прошлого века стала Симбирская чувашская школа, впитавшая и опыт Яснополянской школы Льва Толстого, и основы педагогических систем Сократа, Квинтилиана, Лютера, Джона Локка, Руссо, Песталоцци, Дистервега. А идеи самого Яковлева получили широкое распространение не только в дореволюционной России, но и во многих странах мира, его опыт отражен во всех хрестоматиях Российской Федерации и учебниках по истории педагогики, признанных лучшими в стране и мире.
Благородная миссия просвещения народов Поволжья и Урала, которую взвалил на свои плечи Патриарх, была тесно связана с духовностью. Модель яковлевской школы актуальна и сегодня, поэтому на её ценностях строим современную систему образования и воспитания в Чувашской Республике, ведь знания без духовности скорее опасны, чем полезны.
И вот сегодня, в день 160-летия со дня рождения Ивана Яковлева, мы снова и снова убеждаемся, как удивительно прозорлив был его Гений, как удивительно тонок, но крепок был его Дух! И как потрясающе актуально звучат многие его высказывания, а его «Завещание чувашскому народу» я бы назвал Духовным завещанием для всех народов земли российской!
Патриарх, выезжавший в Европу для изучения организации образовательного процесса, в беседах с учениками не раз подчеркивал, что знание родного языка – величайшее из духовных сокровищ народа. «Школа, в которой ограничивается употребление родного языка, чужда народу, враждебна ему», – говорил он. Этот принцип придает особую целостность системе Яковлева. Постоянное обновление и совершенствование национального образования способствует развитию языков и культур народов, проживающих в Чувашии, создает условия для повышения их общей культуры и межнационального согласия». Н.В.Федоров.
К сожалению,после смерти Сталина,чувашскую Симбирскую школу (1868г. создания) И.Я Яковлева закрыли 23 мая 1956 г. распоряжением отдела образования г. Ульяновска, — через 11лет победы над гитлеровским немецким фашиизмом.
Чувашские школы И.Я.Яковлева (1368 школ) воспитали к началу Великй Отечественной Войны 1941-45г.г. 400тыч. патриотов и защитников Родины. Погибли защищая Родину 200тысяч на полях войны. Вечная слава Защитникам Родины!
ЦК КПСС — т.е власть, конечно, совершил не хороший поступок по отношению к не русским народам. К сожалению, они пошли дальше: Воспитанные идеологическим отделом ЦК КПСС руководители страны декабре 1991г. подписал договор о выходе из состава СССР т.е. просто развалили Великую страну — СССР.
Библи на чувашском языке в книжных магазинах нет.