До полюса наперегонки

Десятиклассник новочебоксарской школы № 8 Степан Шеверталов взял Северный полюс вместе с членами молодежной полярной группы «Лыжня России-2008». Это произошло 20 апреля в 20.00 по московскому времени.
«Советская Чувашия» уже рассказывала о том, как Шеверталов попал в состав семерки юных полярников, пройдя через сито жесточайшего предварительного отбора. Ну а 13 апреля членов экспедиции и возглавивших поход знаменитых путешественников Матвея Шпаро и Бориса Смолина самолетом авиации ФСБ России переправили на дрейфующую станцию «Барнео», расположенную примерно в 160 километрах к юго-западу от полюса. Здесь ребята в целях поддержания боевого тонуса собрали и разобрали палатку, в которой им предстояло провести несколько полярных ночей, совершили акклиматизационный поход в ближайшие торосы и плотно перекусили под приглядом станционного повара тети Гали. Взрослый штаб экспедиции и ей сочувствовавшие тем временем организовали совещание, на котором было принято решение двинуть на вершину планеты днем 14 апреля из точки, отстоящей от Северного полюса на 100 км и лежащей на 120 меридиане восточной долготы. О чем Матвей Шпаро и доложил по спутниковой связи на Большую землю.
Первые шаги по дрейфующим льдам дались молодежной экспедиции нелегко. «За 3 часа удалось пройти всего 3 км. Вес нарт с сопровождающим грузом у ребят составил по 60-70 кг, — сообщил Шпаро. — К сожалению, потеплело, температура минус 18°, ветер юго-восточный со скоростью 10 м/сек, видимость плохая. По прогнозу, подготовленному специалистами Гидрометцентра России, погода будет играть против команды».
И далее: «15 апреля работали весь день – 10 часов. Впереди с навигационным оборудованием GPS шел кто-нибудь из ребят. Мы стремимся позволить им максимум самостоятельности. Больших пространств воды на пути нет, как нет и существенных участков с тонким льдом. Поля белого льда небольшие, по 300-500 метров в поперечнике, разделенные торосами. Эти ледовые барьеры — низенькие, но надо постоянно быть начеку. Там, где торосы, могут быть и трещины с водой.
Вся команда живет в одной палатке. Назначаем дежурных, но у них мало обязанностей. Главное, разжигать примусы и топить снег, получать воду. Поскольку нас много, то воды для завтрака и ужина нужно минимум литр на человека, а реально — еще больше… Продукты есть у каждого: у каждого свой рацион, каждый сам черпает кипяток и готовит себе еду в своей посуде. В условиях Арктики это удобно. Мы избавились от необходимости мыть после еды общий котел». Матвей также добавил, что важнейшую функцию разжигания примуса в первые дни похода чаще всех выполнял именно наш Степан Шеверталов.
А 16 апреля Шпаро передал по спутниковому телефону: «Неприятный встречный дрейф продолжается. Если при всех стараниях в результате десятичасовой работы за день мы преодолели 20 км, то потерять за ночь 5 км — одну четверть пути — крайне обидно. Именно так было вчера ночью. Члены нашей молодой команды в полной мере познали тяжесть разочарования, но все готовы продолжать борьбу… Не можем мы в условиях встречного дрейфа позволить себе не идти вперед, не идти на север.
Режим нашего движения — 50 мин. ходьбы, 10 мин. отдыха, без перерыва на обед. Цепочка из 9 человек с нартами на фоне снегов и голубоватых льдов очень красива. Высота солнца градусов 11. Когда оно появляется, возникают кажущиеся фантастическими длинные тени».
После 17-го числа отчеты в Москву от членов экспедиции на время прекратились. Видимо, не до того им было. Зато на «Барнео» пришла информация от перегнавшей ребят экспедиции взрослых полярников из Рязанской области. Рязанцы дошли до Северного полюса, сыграли там друг с другом в большой теннис и сообщили, что последние километры дистанции дались им очень тяжело.
Звонок от Матвея Шпаро последовал 20 апреля в неурочное для связи время — в 17 часов. «До полюса часа четыре», — сказал руководитель команды «Лыжня России-2008». А в 22.00 — новый звонок. Принявшие его так и записали на интернет-сайте экспедиции: «В трубке слышались громкие детские голоса, видимо, в палатке обсуждали победу». «Мы дошли. Все очень довольны», — лаконично доложил Матвей Шпаро. Потом оказалось, что последние двести метров до Северного полюса вдохновленная подвигом молодежь бежала наперегонки с группой иностранных туристов, тоже явившихся покорять эту точку по своему маршруту. Наши в результате проиграли, однако остались в полной уверенности, что соперники на самом деле не дошли до полюса 30 метров.

Опубликовано: 23 апреля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.