Режиссер Мария Агранович, серий — 8, место съемок — Санкт-Петербург, Ленинградская область
«Время ничем не отличается от обычной дороги, только мы привыкли идти по ней в одну сторону», — цитата из нового сериала «Сансара», который уже доступен в Сети. Он весь наполнен размышлениями героев о том, как наше вчера влияет на наше завтра, потому что главный персонаж Андрей Сиволовский (Павел Деревянко) просыпается однажды утром не в следующем дне, а в предыдущем: не 24 октября, а 22-го. Время для него поворачивает вспять. «Что бы ты сделал сегодня, если бы узнал, что завтра не будет?» — спрашивает ошарашенный Андрей у друзей, а те в ответ лишь отшучиваются. И он начинает искать выход из этого колеса Сансары.
Когда уйдут и вера, и любовь, останется надежда
Сансара — понятие буддистское, это искупление грехов, отработка долгов. Самое простое и понятное сравнение — со школой: плохо учился, оставят на второй год, все пройденное будешь постигать опять.
То, что на главную роль пригласили Павла Деревянко, уже многое говорит о герое. В фильмографии актера целая коллекция похожих друг на друга персонажей, которых лучше всего характеризует частица «не». Вот и здесь его Андрей Сиволовский неглупый, незлой, неплохой, потому что назвать его умным, добрым и хорошим язык не поворачивается. Он словно вечный подросток. А еще — без особых моральных принципов, как будто этот персонаж взят из нашумевшего фильма «Беспринципные» с тем же Деревянко. Но, как говорит главная героиня Надя (надежда — это все, что остается с Андреем), если бы был совсем пропащим человеком, судьба не дала бы шанс вернуться в прошлое и все там исправить.
Вообще нужно внимательно смотреть первую серию — в ней все ключи. 23 октября Андрей отмечает день рождения, контактирует с огромным количеством людей. Некоторых невольно обижает. Потом он вспомнит каждого из них, когда в течение полутора месяцев будет возвращаться на день назад. Надя (Кристина Асмус), которая сама живет в обратном времени, подскажет Сиволовскому, что ему придется дойти до того дня, в котором он совершил непоправимую ошибку. И если он поймет, с чем она связана, все вернется на круги своя.
«Мужику повезло, можно пуститься во все тяжкие, главное — больше не ходить на работу, а он так убивается», «На фоне нынешних событий я бы сам с радостью вернулся в прошлое! Мы все время ругали нашу жизнь, а там, оказывается, было так хорошо!» — чебоксарцы обсуждают сериал на одном из городских интернет-форумов.
На мой взгляд, именно этот почти детективный момент, а не рассуждения героев о времени и держит весь сериал: из-за чего Андрей попал в колесо Сансары? Разговоры-то как раз довольно банальны, в духе «Все, что можешь сделать, сделай сегодня», «Важно не то, что будет завтра, а в ладу ли ты с самим собой сегодня», «Беспечно — не жить сегодняшним днем, беспечно думать о завтра, о некоем счастливом будущем». Наверное, каждый человек старше 30 лет уже задумывался и о своем завтра, и об упущенных возможностях, потерянных друзьях и любимых во вчера. Более того, сколько фильмов об этом снято, сколько книг написано, начиная с уже ставших классикой «Дня сурка», «Эффекта бабочки», «Понедельник начинается в субботу», заканчивая тем же «Дневным дозором» с мелом судьбы или бестселлером Лорен Оливер «Прежде чем я упаду». Стругацких герои часто вспоминают, и у них же берут термин для обозначения движения времени в обратную сторону — контрамоция.
Андрею бы радоваться, что у него появилась возможность все исправить, но он испугался. Пошел к врачу делать МРТ — а вдруг травма головы? Его день рождения закончился прогулкой на кораблике по Неве, и Андрей упал в воду. «А я мог умереть?» — спрашивает он у врача. Потом решает завязать с алкоголем. Но развязал и ушел в такие непотребства, на какие хватило фантазии: «Никто ж ничего не вспомнит, потому что завтра не будет». Радует его лишь то, что продукты в холодильнике становятся свежее, деньги в кошельке прибавляются, на улице теплеет, потому что на смену октябрю идет сентябрь.
Необычно в фильме то, что персонажи, живущие в обратном времени, помнят только прошлое, которое было завтра, послезавтра и так далее, а уже когда-то прожитые дни, в которые Сансара их возвращает, — нет. Это для них неизвестное будущее.
Андрей — работник небольшого коммерческого банка, его задача — одобрять или не одобрять кредиты. И он ввязывается в преступную схему, фактически в ОПГ: ему передают паспорта бомжей, одиноких стариков — людей, которые не пойдут разбираться в суд, и он оформляет на них кредиты. Деньги забираются и делятся. В это также впутываются друг Андрея, парень из службы безопасности банка и директор. Сначала кажется, эта линия должна быть главной, потому что с ней связаны и убийство, и угрозы, и встречи, заканчивающиеся избиением, но — посмею открыть секрет — героя вернули в прошлое не из-за финансовых махинаций.
Там еще будут истории с одним из заявителей на кредит, который придет в банк с оружием, разными женщинами героя, мамой, и он будет распутывать каждую линию, осознавая, как часто делал всем больно. Да и вообще думал только о себе. В целом это сериал об эгоизме.
— Есть на этом свете хоть один человек, которому я г…на не сделал? — одновременно с надеждой и отчаянием спрашивает Андрей у своего друга Кирилла.
— Стопудово есть, только я такого не знаю, — честно отвечает Кир.
Любовь как лекарство от эгоизма
Надя — в какой-то степени антипод Андрея. Из-за чего ее личное время течет по-другому, зрителям неизвестно. Но она о себе вообще не думает: возвращаясь во вчера, пытается спасти людей, которые сегодня стали жертвами несчастного случая: автокатастрофы, взрыва газа, пожара в ночном клубе. И все главные мысли в фильме произносит именно Надя.
— Ты совестью моей заделалась что ли? — возмущается Андрей.
— А есть другие кандидатуры? — парирует девушка.
Андрей, незаметно для себя, влюбляется в нее и становится добрее и порядочнее. Начинает замечать людей вокруг.
Мистичности добавляет то, что действие происходит в Петербурге. И герои как-то оторваны от земли: они встречаются на мостах, речных корабликах, эстакадах. Нам показывают крыши и шпили. Петербург не такой мрачный, как в сериале «1703», но какая-то связь времен в этом городе ощутима прямо кожей. В наших светлых и молодо выглядящих Чебоксарах, где ничего не выдает 550-летний возраст города, такую историю режиссер вряд ли бы стал снимать. Да и северной столице больше подходит главная музыкальная тема фильма — песня Василия Вакуленко «Сансара»:
Когда меня не станет —
Я буду петь голосами моих детей и голосами их детей.
Нас просто меняют местами.
Таков закон Сансары, круговорот людей.
Только есть два момента: первый — текст Вакуленко про перерождение души, про ее возвращение на Землю в новых телах, а сериал — про то, что человек должен успеть искупить грехи до своей смерти, в нынешней жизни, и это ближе к пониманию Сансары. Второй момент — в каждой серии песня звучит по два раза, что начинает раздражать. Особенно, если дождаться выхода фильма целиком и смотреть каждый день, а не по серии в неделю. А то за два месяца показа зритель, как и герой, может забыть, с чего все начиналось.
Наверное, чем хорош сериал, так это тем, что отношения, которые Андрею приходится прорабатывать, очерчивают весь круг жизни, и в каком-то моменте зацепят каждого зрителя.
Интересно, есть ли вообще на свете люди, которые не хотели бы вернуться на месяцы или годы назад или просто во вчера и прожить какие-то определенные дни по-другому?
Но главная интрига фильма — даже не в том, из-за чего по Андрею «проехало» колесо Сансары, а как изменится будущее, если в прошлом больше нет ошибок? Что станет настоящей наградой герою, которого обратный ход времени не омолодил, а сделал взрослее и мудрее?..