Древние символы шагнули за Урал

Чувашская национально-культурная автономия Екатеринбурга активно поддерживает связи со своими соплеменниками в России и за рубежом. Недавно в столице Урала прошла выставка «Вчера, сегодня, завтра. Мир руками мастеров», организованная этой автономией и Министерством культуры и туризма Свердловской области.
Екатеринбуржцы могли познакомиться с национальными костюмами, украшенными вышивкой, а также с произведениями художника Алексея Иванова и скульптора Петра Пупина.
Экспозиция была развернута в Уральском центре промыслов и ремесел и получила самые теплые отклики посетителей и местной прессы. В гостевой книге осталось много записей и на родном для авторов выставки чувашском языке. Одна из них – от президента Тюменской областной общественной организации «Ассоциация чувашей Тёван» Владимира Логинова, которого очень порадовала такая работа по сохранению чувашской культуры, истории и традиций.
А все началось со знакомства представителей Уральского землячества с Петром Пупиным, которому поначалу предложили выставить свои работы в администрации города. Но скульптор решил, что в коридорах городской власти чувашское искусство увидит не так много людей, к тому же предложил «совместить краски» в экспозиции самобытному таланту Алексею Иванову и фирме художественных промыслов «Паха тере». В результате выставка представила разные грани чувашского искусства, как народного, так и профессионального. Сами уральцы дополнили экспозицию предметами обихода, которые привезли в уральскую столицу жители деревни Броды Свердловской области, члены чувашского национального общества «Туслах».
Неподдельный интерес у специалистов и публики вызвало творчество чебоксарца Алексея Иванова, использующего в своих работах древние знаки. Например, крест алтайской царицы, жившей за шестьсот лет до нашей эры. Художник с удовольствием объяснял интересующимся, что такой крест, символизирующий Солнце, украшал ковер, найденный при раскопках.
А. Иванов уверен, что только через символы можно сегодня показать историю чувашского народа в контексте общемировой цивилизации. Поэтому изобрел особую изобразительную систему, построенную на сочетании древних знаков чувашского орнамента и чистого цвета. Своими живописными рассказами-символами о Чингисхане и Вавилонской башне он приобщил к этносимволизму немало екатеринбуржцев и гостей города. Но особую благодарность зрителей вызвали картины, посвященные чувашской женщине, рукодельнице и хранительнице домашнего очага. За тысячелетиями испытаний тепло родного очага и почитание матери осталось неизменным. И, как и прежде, женщины вышивают по канве свою судьбу. Названия работ Алексея Иванова на эту тему говорят сами за себя: «Мамина вышивка», «Бабушкина вышивка», «Чувашская деревушка».
Мифология и современность нашли свое отражение и в работах Петра Пупина. Любимые им мотивы – всадники и мадонны, детство и старость. Здесь оказались и Никита Бичурин, и царица амазонок Тамарислу, и наши современники. В своих интервью для уральской прессы скульптор не раз подчеркивал, что, для того чтобы развивать культуру, необходимо знать язык, обычаи, традиции народа, глубоко понимать его древние корни.
Выставка по просьбе екатеринбуржцев была продлена на полмесяца. Закрывал ее ансамбль «Ентеш» (Земляки), который исполнял старинные чувашские песни. Автономия щедро отблагодарила чувашских художников, вручив им рыцарские знаки «Сартар», что означает «вершина войска».
Однако сама выставка, так полюбившаяся уральцам, не закончила свою работу. И теперь отправилась в Каменск-Уральский. Там она экспонируется в главном выставочном зале города. К тому же о выставке узнали в Нижневартовском чувашском землячестве и просят привезти национальные скульптуры, картины и костюмы и к ним в Западную Сибирь.

Опубликовано: 3 апреля 2010 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.