Деятельность Ивана Яковлевича Яковлева оказала большое влияние на развитие педагогической мысли как в Чувашии, так и в целом в России. С великим уважением относясь к русской культуре с ее гуманистическими и демократическими традициями, он в то же время стремился знакомить русских с бытом и культурой чувашского народа, что способствовало сближению людей разных национальностей.
Его идеи о роли родного языка в процессе обучения и воспитания не утратили своей актуальности и сегодня. Сложившаяся система народного образования, на наш взгляд, не способствует формированию у молодежи национального самосознания, а порой и человеческого достоинства. В результате появились поколения, не знающие родного языка, обычаев, истории и культуры своего народа, происходит подмена веками сформированных нравственно-этических понятий, утрата духовных ценностей народа. Все это ведет к деформации национального сознания людей.
В Российской Федерации, в том числе и в Чувашии, приняты законы о языках, основные положения которых перекликаются с идеями И.Я. Яковлева. Как последователь К.Д. Ушинского и Н.И. Ильминского, он считал главным правилом обучение детей грамоте на родном языке и одним из первых в Поволжье положил этому начало. Немало сделал Иван Яковлевич и для вовлечения в Симбирскую чувашскую школу девушек. «Грамотная мать — грамотная семья — грамотный народ» — такова была конечная цель педагога-гуманиста.
Благотворный труд Яковлева вызвал к жизни обширную и многогранную деятельность его учеников по национальному подъему родного и других народов страны. Широкое распространение педагогических идей И.Я. Яковлева позволяет говорить о его выдающейся исторической роли в содействии прогрессу чувашского просвещения.
Наследие патриарха столь объемно, что современной школе необходимо годы и годы изучать его, чтобы следовать яковлевским традициям с учетом, разумеется, явлений нашей действительности. Чему же должны мы учиться у И.Я. Яковлева?
Прежде всего укреплению связи обучения с жизнью (учебу и труд он считал «альфой» и «омегой» подготовки молодых к жизни). Необходимо использовать опыт великого педагога, в частности, его советы:
— учите воспитанников быть честными, правдивыми, трудолюбивыми. Старайтесь всегда быть с народом, помогайте ему советом, своим добрым примером;
— кровная связь с народом требует от учителя скромности и простоты;
— какой бы учитель ни был, он должен знать лучшие способы и приемы преподавания. Но какой бы ни был метод, старый или новый, самое главное — умело им пользоваться в соответствии с народными интересами;
— знания, взгляды, убеждения теряют всякий смысл, если не претворять их в жизнь, в практические дела на народную пользу. Они сильны именно практическим применением в жизни (см.: «Яковлев И.Я. в воспоминаниях современников». Под ред. Г. Волкова. — Чебоксары, 1968).
Как видим, в педагогической теории и практике просветителя народ и школы (общеобразовательная и высшая), народ и учитель — это взаимосвязанные и взаимообусловленные понятия.
В заключение хочется привести слова Н. Саврукова, профессора, доктора экономических наук, председателя Фонда И.Я. Яковлева: «Как педагог, он большое внимание уделял воспитанию и воспитателям, выступал за гуманное отношение к воспитанникам. Он всегда поощрял творческие поиски преподавания, внедрение новых форм и методов обучения, активные приемы педагогического труда.
И в этом отношении патриарх чувашской культуры
И.Я. Яковлев остается лучшим примером для нас, педагогов».
Е. ВАСИЛЬЕВ-БУРЗУЙ, доктор педагогических наук, профессор.
А. БОЛЬШОВА, аспирант.