В художественном музее выставлены картины после реставрации во Всероссийском художественном научном центре

Обновленный «Закат»: с этого холста художник начал работу над «Ночью на Днепре»

С 14 по 24 января в художественном музее работает выставка «Возвращение шедевров: произведения живописи ЧГХМ после реставрации ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря». Любимые произведения русского искусства впервые предстали перед чебоксарцами в обновленном виде.
Беспрецедентная по масштабам реставрация была проведена при подготовке картин к выставке проекта «Золотая карта России» в Государственной Третьяковской галерее. В 2019 году на эти цели из республиканского бюджета было выделено почти 12 млн рублей, над 74 картинами из Чебоксар параллельно работали 17 художников-реставраторов Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря — главной реставрационной мастерской страны. А предварительно каждая работа была тщательно исследована с использованием современного оборудования.
В рамках выставки в Чебоксарах была запланирована конференция, на которой специалисты собирались рассказать, как проходила их работа и какая новая информация стала известна о картинах. Однако из-за эпидемиологической ситуации она, вероятнее всего, пройдет в онлайн-формате.

Оборотная сторона картины «Закат» — фрагмент эскиза к знаменитой «Лунной ночи на Днепре»

Одним из самых больших открытий этой выставки для московских искусствоведов стал небольшой этюд Архипа Куинджи «Закат» (1890-1895): красные лучи заходящего солнца освещают крупно написанную женскую фигуру — босоногую крестьянку с граблями на плече. У сотрудников ГТГ даже возникли сомнения в авторстве: обычно художника интересовали панорамные виды и ландшафты, воспевающие мощь природы, а вот людей в его картинах встретишь нечасто.
Работа была передана в Чувашскую государственную художественную галерею в 1951 году из Государственного русского музея. Она была написана уже в тот период, когда художник перестал участвовать в выставках и уединенно работал в мастерской, размышляя и экспериментируя вне шума посторонних мнений. После 1882 года большинство произведений автором не подписаны и не датированы, систематизацией его наследия занимались члены общества имени А.И. Куинджи в 1910-1914 годах.
Подтвердить или опровергнуть авторство могло технико-технологическое исследование в ходе реставрации. Картина была написана масляными красками по бумаге и наклеена на холст. Бумага была в нескольких местах повреждена, со временем деформировалась, и чтобы устранить эту проблему, реставраторы отделили ее от холста. Тогда-то и открылось изображение на обороте. Это оказался фрагмент эскиза к знаменитой «Ночи на Днепре», и всякие сомнения отпали — работа действительно принадлежит кисти Куинджи.
Куинджи работал медленно и вдумчиво, стремясь дойти до самой глубины, до сути художественного явления, делал множество эскизов и этюдов. Как показывают рентгеновские исследования, позволяющие увидеть подготовительный рисунок, даже на финальных этапах он мог немного изменить композицию, добавлял и убирал детали. Вероятно, работа из собрания ЧГХМ начинает серию «закатов», созданную в 1900-е годы.
Здесь очень естественно происходит соединение земных и небесных форм, одни словно преобразуются в другие. Выхваченные светом зубцы гор как бы повторяют груды облаков, так же статично замершие в небе, как и фигура девушки. В «закатной» серии исследователи видят не только эксперименты со световыми эффектами, но и своеобразную метафору: открытость цвета, наполненность каждого мазка красочной силой передают в «малом» и «большом» закате энергию творца, вступившего в равный диалог с мирозданием.

 

Куинджи Архип Иванович (1842–1910). Закат. 1890–1895. Бумага на холсте, масло. 60х38. ЧГХМ.

Опубликовано: 14 января 2021 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.