Проходящий в эти дни в соседней Йошкар-Оле фестиваль-конкурс русского романса 26 февраля временно переехал в Чебоксары. В ЧГУ в рамках этого события состоялась научно-практическая конференция о проблемах современного вокального искусства, а вечером в филармонии был дан концерт мастеров-практиков из обеих республик при участии симфонического оркестра под управлением Мориса Яклашкина.
Одной из участниц концерта стала уроженка Лос-Анджелеса Элизабет Байс – преподаватель академического пения Венского института международного образования студентов. Она – обладательница нескольких музыкальных премий, активно гастролирует по белому свету, записывает диски, водит дружбу с известными российскими исполнителями Галиной Писаренко и Дмитрием Хворостовским. Именно Писаренко, по словам Элизабет, попросила Байс составить ей компанию в руководстве жюри фестиваля «Белая акация». Ну а непосредственно в конкурсной программе «засветились» ученицы американки Аннета Долежал (Австрия) и Леони Томс (Германия).
– Элизабет, чем же вас «зацепил» русский романс? – поинтересовался у госпожи сопредседателя корреспондент «СЧ» на первой предконцертной репетиции. (Нас познакомила директор фестиваля Светлана Белоус.)
– О-о, эта музыка обнажает душу России, – ответила Байс (при этом у нее внутри будто бы зажглась яркая лампочка). – Фантастическая музыка! Жаль, что романсы практически не знают в Европе.
– Вы решились исполнить перед нашими зрителями три произведения, одно из которых – «Очи черные» – традиционно считается мужским…
– Это я под влияние творчества Дмитрия Хворостовского попала. Но, погодите, разве женщина не может публично со всей страстью признаться мужчине, что ее тоже сгубили «очи жгучие и прекрасные»? В каноническом тексте в строчке «знать, увидел вас я в недобрый час» я к «увидел» лишь добавляю букву «а» на конце. Вот и все.
И она, вынув из папки партитуру романса, карандашиком сделала аккуратную закорючку.
Опубликовано: 27 февраля 2010 г.