Как святыни пытались «освидетельствовать»
Окончание. Начало в № 77 от 19.07.2018
25 октября 1904 г. епископ Симбирский Гурий (Буртасовский) поручил благочинному 1-го округа Алатырского уезда протоиерею Николаю Диомидову проверить достоверность совершившихся при могиле Вассиана чудотворений, которые записывались в хранившуюся в монастыре особую книгу «Памятник».
8 октября 1905 г. был представлен отчет с подтверждением свидетельских показаний исцелившихся. Настоятель монастыря архимандрит Гавриил расширил усыпальницу схимонаха и устроил при ней церковь во имя свт. Димитрия Ростовского, которую 5 декабря 1905 г. освятил епископ Гурий. На гробнице Вассиана были положены железные вериги с крестом, которые нашли неподалеку в колодце. По преданию, подвижник носил вериги, но перед кончиной, избегая славы человеческой, попытался их скрыть.
В 1906 г. в Москве была издана книга «Алатырский Свято-Троицкий мужской монастырь и его подвижник схимонах Вассиан. С присовокуплением чудес, свершившихся при его могилке». Сбор сведений о чудесах и исцелениях по молитвам к схимонаху Вассиану продолжался и в последующие годы, однако революционные события 1917 г. остановили прославление подвижника. С одной стороны, история не получила своего логического завершения, и Вассиан остался в числе тех многих, кто не был прославлен Православной церковью официально, а почитался лишь на уровне монастыря и приходской паствы. С другой стороны, именно этот факт сыграл решающую роль в том вердикте, который был принят представителями местной советской власти.
Итак, на заседании Алатырского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 17 марта 1919 г. был поднят вопрос о вскрытии местных «мощей» преподобного Вассиана, однако поскольку «останки схимонаха» не были канонизированы духовной властью и, соответственно, не могли оцениваться как «святые мощи», городской совет решил отказаться от намеченного мероприятия. Решение местных властей, хотя и было оно продиктовано чисто практическими соображениями, можно считать мудрым. Не погнавшись за результатом на фоне общей вакханалии в стране, они поднялись над сиюминутным интересом и ушли от обострения конфронтации со значительной частью населения. Дальнейшая судьба мощей во многом повторила судьбу многих других православных святынь. В 1920-е гг. иноки спрятали мощи на территории монастыря, и до настоящего времени их местонахождение неизвестно.
Однако в памяти человеческой схимонах Вассиан остался, и поклонение ему обрело свое второе дыхание в 1990-е гг.: «пещерная» церковь Преподобного Серафима Саровского, где ранее находилась гробница схимонаха Вассиана, стала второй (после церкви в честь иконы Казанской Божией Матери) восстановленной церковью Свято-Троицкого мужского монастыря, был расчищен чудотворный родник на прежнем месте могилы угодника Божия, а в 2010 г. новый храм, возведенный рядом со зданием колокольни, был освящен в честь преподобного Вассиана Константинопольского.
Из «Православной энциклопедии»:
«По официальным сведениям, опубликованным в журнале «Революция и Церковь», с осени 1919 по осень 1920 г. произведено 63 публичных вскрытия мощей. Помимо этого были вскрыты мощи свт. Алексия в Чудовом мужском монастыре весной 1919 г., Белгородского и Обоянского свт. Иоасафа (Горленко) 1 декабря 1920 г., преподобного Серафима Саровского 17 декабря 1920 г. Мощи Серафима Саровского, несмотря на массовые протесты верующих, оставили обнаженными для обозрения. В 1921-1922 гг. некоторые из вскрытых властью нетленных мощей были перевезены в Москву на выставку, организованную Народным комиссариатом здравоохранения».
Федор Козлов
«Взгляд в прошлое» — совместный проект Государственного исторического архива Чувашской Республики и газеты «Советская Чувашия».
Фото с сайта drevo-info.ru: Вскрытие мощей св. Александра Невского.