Ради налоговой выгоды
Завершилась судебная тяжба между чебоксарской строительной фирмой (ООО) и Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Чебоксары, начавшаяся в марте этого года. И не в пользу коммерческой организации.
А началось все с того, что в ходе выездной налоговой проверки было установлено, что обществом занижена налоговая база по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость при реализации дорогостоящих автомобилей взаимозависимым лицам по ценам значительно ниже рыночных.
Налогоплательщик обязан был доплатить в бюджет недоимку. Но вместо этого оспорил решение налоговой инспекции в Арбитражном суде республики и проиграл «автомобильное» дело. Затем последовали обращения в Первый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Волго-Вятского округа, где и поставили точку в этом деле.
Представители строительной организации доказывали, что инспекция не определила реальный размер налоговых обязательств общества, так как не учла техническое состояние транспортных средств и необходимость проведения их ремонта. Не принял это якобы во внимание и эксперт при определении рыночной стоимости машин (всего было продано три иномарки).
Также заявитель указывал на то, что сделки по продаже машин не могут считаться заключенными между взаимозависимыми лицами.
Суды с этим не согласились. Установлено, что покупателями авто стали отец директора фирмы, мать супруги одного из учредителей ООО и мать еще одного учредителя общества. Также установлено, что машины приобретены фирмой по договорам лизинга, заключенным с закрытым акционерным обществом. При этом они были реализованы по цене значительно ниже суммы лизинговых платежей. После реализации автомобилей общество заключило с их новыми собственниками договоры аренды, согласно которым физлица предоставили обществу автотранспорт во временное владение и пользование.
Принимая решение в пользу налогового органа, суды пришли к выводу, что, поскольку операции по реализации имущества отражены обществом в целях налогообложения недостоверно, налоговый орган правомерно определил размер недоимки.
При этом налоговики исходили из сумм налогов, которые подлежали бы уплате при реализации имущества аналогичными налогоплательщиками при совершении ими сделок с независимыми контрагентами. Так как сделки заключены между взаимозависимыми лицами, способными влиять на их условия и (или) результаты, они разумными экономическими причинами не обусловлены. И что основной целью сделок явилось получение необоснованной налоговой выгоды за счет искусственного существенного занижения стоимости автомобилей. По решению судов принятая в пользу налогового органа сумма составила 2,3 млн рублей.