ПОДТВЕРДИЛИ В СУДЕ СВИДЕТЕЛИ
Суд рассмотрел иск жителя Канашского района к местному Управлению Пенсионного фонда, которое отказало ему во включении в страховой пенсионный стаж работы во время школьных каникул в колхозе.
Речь о 1969 и 1971 годах. Как поведал суду Иван Степанович Петров (персональные данные изменены), в Пенсионном фонде отказ мотивировали тем, что во время работы в совхозе ему еще не было 16 лет. А именно с этого возраста по тогдашнему законодательству можно было работать по трудовому договору. По этой причине и свидетельские показания не приняли во внимание, а подтверждающих документов не оказалось. А ведь он, несовершеннолетний подросток, работал наравне со взрослыми.
Просил пенсионер, ставший таковым в марте этого года, признать решение ПФ незаконным, обязать ответчика включить его трудовые летние каникулы в страховой стаж и произвести перерасчет размера пенсии с первоначальной даты ее назначения.
Порядок подтверждения стажа на основании свидетельских показаний регулируется Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года № 1015. Этим документом предусмотрено, что периоды работы на территории России до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя.
Это в случае, если документы о работе утрачены, к примеру, в связи со стихийным бедствием или по причине их небрежного хранения либо умышленного уничтожения, то есть не по вине работника, и восстановить их невозможно. Вот здесь и приходят на помощь свидетели, имеющие документы о своей работе в то время, когда рядом с ними трудился школяр.
К заявлению гражданина об установлении периода его работы на основании свидетельских показаний прилагаются документ работодателя либо другие документы, подтверждающие факт и причину утраты документов о работе, в данном случае Ивана Петрова, не по его вине.
Установление периодов работы на основании свидетельских показаний производится решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ. Согласно архивной справке от ноября прошлого года в документах архивного фонда совхоза документы по личному составу по 1974 год включительно на постоянное хранение не поступили, а потому и не сохранились. В августе 2004 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности СХПК (бывшего совхоза).
По выводам суда, подкрепленным законодательством, эти обстоятельства позволяют устанавливать стаж на основании свидетельских показаний. В пенсионном деле истца есть заявление об установлении стажа работы по свидетельским показаниям, а также протоколы опроса свидетелей, проведенного в нынешнем году сотрудниками УПФР. Они подтвердили факт работы истца в совхозе, в том числе и в спорные периоды.
Суд также акцентировал внимание на том, что «ограничение права гражданина, осуществлявшего трудовую деятельность, на получение пенсии по мотиву недостижения возраста, с момента которого может быть заключен трудовой договор, является недопустимым при доказанности факта работы. Иное бы нарушало гарантированное Конституцией РФ право гражданина на социальное обеспечение по возрасту». Суд обязал ответчика включить в страховой стаж Ивана Степановича спорные периоды работы в совхозе.