Нурия ГИБАДУЛЛИНА, журналист, блогер, г. Казань
Моя первоклашка, как и многие дети, цирк идеализирует. Она заслушивается «Цирком в шкатулке» Дины Сабитовой в своем аудиокубике и непременно останавливается возле каждой очередной аляповатой афишки о заезжем шоу. Но мы в цирк не ходим. Его «кухня» меня настолько шокировала, что я, возможно, навсегда забыла дорогу в шапито.
В последний раз в цирке я была лет в 12 – и счастья, как говорится, были полные штаны. Однако уже на следующий день мое восприятие этого вида искусства в корне изменилось. Так вышло, что семья гастролеров-циркачей оказалась знакома семье моей близкой подружки. И вот нам с подругой предстояло развлекать гостью города – юную артистку Розу на пару лет нас старше.
Разумеется, при первоначальном знакомстве с Розой в гостинице мы были очарованы. Она рассказала нам об артистах труппы (кто на ком женат и как они соседствуют с крокодилами и питонами), продемонстрировала свои вырви глаз сценические наряды, море бижутерии – в общем, полный девчачий восторг. А затем мы просто решили погулять по городу и поесть мороженого. Наша спутница сказала, что нужно зайти в цирковой шатер взять у папы денег и предупредить, куда мы идем. Вот тут-то и вышел мой «переклин».
Когда мы вошли в шатер, меня насторожил странный пронзительный взвизг. Подойдя поближе, я увидела шимпанзе, а рядом – дрессировщика, который истошно орал: «Делай, я сказал, иначе сейчас нажму!». В руке у него был пульт, а на животном – специальный ошейник, и если артист-садюга нажимал на кнопку, несчастное животное начинало корчиться и неестественно взвизгивать.
Занавес. Выбежала я оттуда едва себя помня, и чтобы не возвращаться… Еще больше выбило меня из колеи мое бессилие. Я ровным счетом НИЧЕГО не могла сделать, чтобы изменить ситуацию. Между прочим, Розочка в ответ на мой шок пролепетала что-то вроде «да, жалко, конечно, но так надо, это рабочий процесс». Да поменять бы этого горе-дрессировщика с бедной обезьянкой местами – вот был бы заслуженный итог «рабочего процесса»!
…Возможно, и существуют артисты, которые добры со своими животными, хотя цирковая дрессура диких зверей лично для меня изначально и по определению не гуманна. Но то, что я видела, я видела собственными глазами. Как оказалось, даже ставшие привычными для зрителей хлысты и палки в руках дрессировщиков – это еще цветочки! А потому в ответ на просьбу моей дочери сводить ее в цирк могу предложить лишь альтернативные варианты – что-то вроде испанского театра мыльных пузырей или китайского цирка, где животных, как известно, не используют.