Радий РАХИМОВ: Это сложно, а потому интересно

Уже сама тема заседания градостроительного совета заставила изменить привычный формат проведения подобных мероприятий и перенести заседание в актовый зал администрации г. Чебоксары. 20 сентября здесь обсуждали «Архитектурно-планировочное развитие территории».
В обсуждении участвовали не только архитекторы и владельцы предприятий, расположенных на этом городском участке, ставшем отныне центром всеобщего внимания, но и строители, представители властей, руководители различных служб, а также руководители творческих союзов.
В самой ближайшей перспективе бульвар должен стать уже не только главной транспортной магистралью Чебоксар, но и самой крупной и заманчивой для инвесторов торговой, административно-деловой и культурной частью развивающегося мегаполиса. Как говорится, отступать некуда, статус и имя обязывают. В списке важных объектов президентского указа «О приоритетных направлениях развития г. Чебоксары» эта громадная строительная площадка – на первом месте.
Хотя определенная часть работы уже сделана и в нынешний День города чебоксарцы уже проехали на новеньких троллейбусах по новому маршруту, видя, как вдоль трассы возводятся новые здания и сооружения. Однако выработка общей концепции впереди, и обсуждений, подобных тому, что состоялось в большом зале, еще немало. Сегодня о перспективах в этом направлении мы попросили рассказать главного архитектора института «Чувашгражданпроект» Радия Рахимова.
— Радий Каримович, столичные архитекторы далеко не первый раз обсуждают перспективы развития этой территории. Скажите, почему она была так долго заброшена и являлась почти неприступной крепостью для строителей и архитекторов?
— Первый участок 30-й дороги был построен очень давно, еще, как говорится, при коммунизме. Сначала строящаяся дорога уперлась в заводскую территорию. А завод был действующим, союзного значения. Сносить какие-то цеха, чтобы изъять нужные участки для строительства, было невозможно. Выявились здесь и оползни. Геологи работали и с этим. Но чтобы их остановить, опять-таки надо было снести часть заводской территории и даже здания детских садов. Когда завод перестал быть действующим, старые садики перестали стеснять, появились возможности идти дальше. Но требовалось политическое решение, включение объекта в программу строительства, в бюджет. Такое решение было принято.
— За такими решениями обычно стоят и весьма сложные задачи для исполнителей.
— Конечно, они сложны, но тем и интересны. Требования к уровню качества застройки постоянно растут. И надо этому соответствовать. Прошли те времена, когда заказчик нам говорил: «Ой, не надо мне всех этих архитектурных излишеств, дорогих кирпичей, дайте мне только дешевую квартиру». Теперь надо поднимать качество, начиная с качества самих архитектурных решений. И на этом участке Президент поставил задачу показать самый высокий уровень, на какой мы способны. Чтобы эта застройка стала определенным образцом. Поэтому много говорится о новых подходах. С точки зрения архитектуры – это новый подход к образу, к содержанию архитектурных произведений. Современные архитектурные объекты в корне отличаются от того, что делалось еще десяток лет назад. Мы должны от старого образа отойти. Ведь сейчас применяются совершенно другие конструкции, материалы.
— Архитекторы говорят, что сложный рельеф – это интересный рельеф, а для строителей овраги – раны земли.
— Овраг – это, конечно, проблема. Тем более что они у нас ползут. Попади сваей не в ту точку, и вся работа насмарку. Вот, например, одной из позиций мы занимаемся уже 8 лет. Потому что рядом проходит глубокий овраг. В ложе оврага, как в чаше, «сидит» Певческое поле, а вершину оврага засыпали лишь два года назад, грунт еще не успел уплотниться. Я «сажал» свой дом на этом участке и рассчитывал: отступишь полметра туда, полметра сюда – свая проваливается в пустоту. Стоит чуть подвинуть – свая упирается в грунт. Это требует очень скрупулезного подхода. Но мы, как говорится, живя на оврагах, давно занимаемся вопросом их освоения. Вот экологи тоже говорят: «Речку Трусиху надо взять в трубу, потому что она несет с собой нечистоты». Только после этого территорию можно освоить под застройку. Это вполне обоснованно.
— На заседании вы поднимали вопрос о нехватке архитекторов. Как же работать на таком масштабном и сложном участке при дефиците кадров?
— Этот вопрос давний, как сама 30-я дорога. Я его поднимал еще лет 10 назад. После этого, правда, что-то сдвинулось с места. Но это все равно мизер по сравнению с тем, что нам нужно. Недавно я узнал, что в Удмуртии, например, на каждую тысячу жителей приходится чуть ли не сто архитекторов. У нас столько — на полтора миллиона. Хорошо, что университет стал готовить специалистов. Но я еще не видел ни одной дипломной работы. Сейчас мы принимаем на работу выпускников из марийского университета, по специальности инженер-архитектор. Над Президентским бульваром будут трудиться не только местные архитекторы, но и москвичи. Планируют привлечь и зарубежных профессионалов.
— Предстоит еще много согласований, конкурсов. Что будет делаться в первую очередь?
— Конкурсы будут объявлены на конкретную «начинку» отдельных зон этой территории. Не только на сами идеи, но и на то, как эти идеи воплотить. А потом уже конкурсы будут проводиться и по каждому объекту. Поэтому еще до конца неизвестно, кто и над чем будет конкретно работать. Главный узел – строящееся административное здание для органов исполнительной власти, здание Верховного суда, школа. Их как раз проектирует наш институт. Будет здесь реконструироваться и филармония. Архитекторы работают над новым обликом старого пристроя к Дому правительства. Преобразится жилой дом с магазином «Антей», а вот здание театра кукол лучше не трогать. Это классическое решение не требует дополнительных объемов. Столичные и зарубежные фирмы работают над проектом жк кантемировский и реконструкции первой площадки ЧЭАЗ, где будут строиться торгово-развлекательный и другие комплексы. Жилой комплекс возводит городское управление капитального строительства. Около самой «Ярмарки» работали наши архитекторы, в частности мастерская Орешникова. Но еще предстоят согласования. Мечеть здесь уже построена, появится и церковь. Заканчиваться бульвар будет мощным медицинским комплексом.
— На градостроительном совете прозвучало, что вот, наконец, делаем все по-человечески, сначала дорогу, а потом дома. Раньше было по-другому?
— Любой микрорайон в структуре города — это улица и сами дома. Улица – это городская территория, микрорайон – территория инвестора. Улицу за счет городского бюджета строит муниципалитет. Поэтому микрорайон строится, а улицы, бывает, еще и нет. У инвестора деньги есть, а в городской казне еще в бюджет не заложено. Поэтому окружающие улицы шли с отставанием. А здесь мы уже построили дорогу, и теперь ее можно украсить застройкой. Все это вместе и будет Президентским бульваром.
— Мы уже начинаем привыкать к глобальным проектам, застройкам. Но красота во многом определяется уютом, малыми архитектурными формами.
— Архитектор, конечно, должен отталкиваться от общего к частному. На каждом из участков Президентского бульвара предусмотрены скверы и даже сады камней. Причем каждый сквер будет иметь свое название. Например, сквер Национального единства, сквер Нарспи, сквер Правосудия или сквер Искусств. Их наполнение должно соответствовать названию.
— Президентский бульвар скоро станет основной улицей города?
— В городской застройке есть, конечно, понятия главной и второстепенной улиц. Но я бы не стал умалять значение, как организующего стержня, исторически сложившейся улицы (улица К. Маркса — проспект Ленина — проспект И. Яковлева). Вопрос в том, сколько мы туда транспорта пустим. Кроме общественного, не хотелось бы пускать никакой. И весь основной транспорт, и грузовой и легковой, направить по новой магистрали. Как магистраль, это, конечно, будет отправная точка города. А по старым улицам будут больше пешеходы ходить. Мимо старых домов прогуливаться. Я думаю, дойдут руки и до реконструкции этих домов. Кстати, по этим участкам уже ведется работа, например, в районе кинотеатра «Мир Луксор».
— Можно сказать, что с этой магистралью, с появлением Президентского бульвара Чебоксары станут другим городом?
— Я бы сказал, что у него появится новое лицо. Мы очень любим историю нашего города и его сегодняшний день. Обновление его лица – это масштабный и сложный вопрос. И надо постоянно этим заниматься.

Опубликовано: 15 ноября 2008 г.


Читайте также:

Один Ответ

  1. Гордимся тобой,Радик!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.