К 80-летию журналиста Исаака КИРИЛЛОВА

_091111-22 РомановУДИВИТЬ И НЕ ОТПУГНУТЬ ЧИТАТЕЛЯ
Этому учит журналист с большой буквы

Ничего не попишешь, такая у газетчика профессия – рассказывать о других. Не жизнь, а бесконечная череда репортажей, интервью, очерков. Одно утешает, что «правде жизни верные во всем, этой правды свет от своих блокнотов донесут до потомков через толщу лет». Да простит Исаак Пантелеймонович Кириллов за эту вольность. В преддверии 80-летия со дня его рождения (а юбилей выпал на всероссийский День народного единства), нарушим неписаное правило и добавим несколько штрихов к портрету коллеги.
Младое племя, выбравшее эту профессию, вправе спросить: «С какой стати такой маститый журналист, по сути, всегда оставался в тени, писал от третьего лица, ни разу в текстах не «якал»? А он и не скрывал, что «не обучен» выпячивать себя, хотя друзья-товарищи не припомнят случая, чтобы он прятал за витиеватым многословием свою точку зрения. Просто он так воспитан, живет по кодексу профессиональной чести. Однако, к чему лукавить, его внутреннее «Я» было видно невооруженным глазом. Этой способности быть ненавязчивым для читателя он учил и нас, молодых журналистов «перестроечного призыва» – Алексея Кряжинова, Африкана Соловьева, Виталия Васильева. Только одни мы знали маленькую тайну: чем крепче его рукопожатие – до боли, до «красных» пальцев, – тем понятнее зашифрованный знак. Значит, в чем-то мы оплошали. Никаких разносов и нотаций после этого не следовало. И так все понятно.
А каким созидательным был стиль его общения! Посмотреть со стороны, погодки в газете «резвятся». В перестройку, которую так хочется назвать «лихие восьмидесятые», было непросто в каждом номере удивлять читателя. Конечно, по-прежнему газетчики «СЧ» участвовали в партийных кампаниях, но как закручивали тексты! На новшества у Кириллова нюх особый. Ни одного рейда или рабселькоровской акции не пропускали.
Сейчас модно говорить «мы делаем новости». Если вдуматься, в этих словах есть доля истины. На творческой кухне Исаака Пантелеймоновича делались «информационные конфетки», и было их так много, что пришлось выпускать приложения к основной газете.
В эпоху «гласности» однажды состоялись выборы редактора газеты. Молодежь тогда проголосовала за кандидатуру Кириллова. И тем обиднее нам было, когда после так называемого «августовского путча 1991 года» вдруг оказалось, что «в его услугах как руководителя редакция больше не нуждается».
Несколько лет после этого Исаак Кириллов был заведующим отделом рекламы и объявлений «СЧ», пока не ушел в издательство «Чувашия» начальником редакционно-издательского отдела. Новаторская жилка помогла ему запустить региональную вкладку «МК», многое сделать на посту заместителя редактора «Вестника недели». Потом он редактировал газету «Чувашия-спорт». Под началом ректора Николая Саврукова доводил до печати учебные издания Чебоксарского института экономики и менеджмента – филиала Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
В энциклопедии чувашской журналистики и печати очерк о Кириллове, пожалуй, один из коротких. И в этом проявилась скромность журналиста. К сказанному своей рукой он добавил лишь строку о том, что в 2009-2010 годах выпускал газету «Служба спасения Чувашии».
О многом говорящий факт. И прежде всего, о том, как Исаак Пантелеймонович любит газетное дело, дорожит причастностью к рождению печатного слова.

Опубликовано: 1 ноября 2014 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.